27 января 2015
Александр Сидоркин: "Инновационность в образовании – экономическая необходимость"

В Институте психологии и образования КФУ 26 января в рамках Государственного задания стартовали курсы повышения квалификации «Проектирование и реализация основных профессиональных образовательных программ бакалавриата по укрупненной группе специальностей «Образование и педагогика» (направление подготовки – Психолого-педагогическое образование), предполагающих академическую мобильность студентов в условиях сетевого взаимодействия».

В первый же день занятий перед представителями профессорско-преподавательского состава и учебно-методического персонала сетевых партнеров КФУ из Саранска, Екатеринбурга, Чебоксар, Кирова, Набережных Челнов и др. выступил директор Департамента образовательных программ Института образования НИУ «Высшая школа экономики», профессор Александр Михайлович Сидоркин. После лекции, посвященной вопросам повышения инновационности образовательной среды на основе моделей сетевого взаимодействия учебных заведений, ученый ответил на вопросы корреспондента газеты «Казанский университет».

- В чем актуальность темы, затронутой Вами в лекции?

- Инновационность в образовании - это не причуда, а экономическая необходимость. Экстенсивные формы развития мы почти исчерпали, и существенных доходов ждать от них уже не приходится, а значит нужно искать новые пути развития, думать об инновациях. Причем, это касается не только сферы образования, но и других индустрий.

- А что вы понимаете под инновациями в образовательном процессе?

- Это любые изменения в практике педагогов и управленцев образования, которые с их точки зрения приносят пользу.

- Хороший педагог должен обязательно окончить педагогический вуз или для того чтобы преподавать в школе достаточно базового высшего образования?

- Я знаю достаточно много людей, которые, не получив базового образования, стали хорошими учителями. Но они, скорее исключение из правил, и на этом нельзя построить систему. В России насчитывается примерно 1,5 млн. учителей, и надеяться, что все они - талантливые самородки не приходится. Поэтому, конечно же, необходима разумная подготовка учителей.

- Какие качества выделяют современного педагога высокого уровня?

- Прежде всего, он должен прекрасно знать свой предмет и постоянно привносить что-то новое и интересное в методику преподавания, планы занятий.

Современный учитель должен уметь работать в команде, ведь образование давно перестало быть делом одиночек. Это особый навык, без которого очень трудно обойтись. Кроме того, в образовании все большую роль играет умение построить отношения с детьми. Не секрет, что люди, более продвинутые в построении межличностных отношений, более успешны как учителя.

- На каком месте в мире находится современное российское образование?

- Существует множество различных международных сравнительных исследований, которые сравнивают результаты образования в разных странах. По некоторым из них мы удерживаем первые позиции (например, по уровню грамотности четвероклассников), по другим – дела обстоят далеко не так успешно. Говорить о катастрофическом положении современного российского образования в мировом пространстве оснований нет, но нам, однозначно, есть куда расти. Мы находимся где-то в середине и, конечно, надо стремиться выйти в лидеры.

- Понравилось ли Вам выступать в КФУ?

- Если честно, я впечатлен. Мне очень понравилось прекрасное, старинное здание Института психологии и образования (ул. Межлаука, 1). Сочетание атмосферы старины, высоких потолков, чугунных лестниц и в то же время современных, хорошо оборудованных аудиторий создают правильный настрой, здесь хочется работать. Я понимаю, каких усилий стоит руководству КФУ поддерживать это здание в хорошем состоянии, и, на мой взгляд, оно с этой задачей успешно справляется.

 

Источник информации: Луиза Каримова, газета "Казанский университет"
Комментарии
физик 27.01.15, 21:38
+10 
-1 
Мог сказать "развитие", мог сказать "улучшение" или "прогресс", но сказал "инновационность". Как говорится "Ради красного словца ..." Как то простовато для профессора, это слово чиновники уже затаскали.