Справедливости ради, надо сказать, что редко можно встретить руководителя, столь мудро и изящно ведущего корабль среди риф, придерживаясь нужного направления, устремляя коллектив к Знаниям и, значит, лучшему будущему.
Выразительная, яркая внешность, статная фигура, высокая прическа, безупречный вкус - элегантная внешность Любови Петровны Кочневой, директора гимназии №7, являющейся членом Ассоциации "Казанский университетский образовательный округ" - ее визитная карточка. Но это только внешняя сторона.
Харизматичность этой женщины удивительным образом сочетаются с логикой и практичностью, мудрость и проницательность гармонируют с душевностью,энергичность и собранность уравновешивают энтузиазм в отношении к любимому делу.
За годы руководства Любови Петровной школой, она приобрела статус гимназии. Сегодня это учебное заведение – школа гуманистической ориентации, содействующая целостному развитию позитивной самореализации ребенка и здорового образа жизни золотого уровня, это экспериментальная площадка РАО, победитель Всероссийского конкурса «Лучшая школа России» в номинации «Школа гражданского становления» в 2004 году.
В гимназии царит культ знаний – ведь с ней сотрудничают 24 ученых высшей школ, действует академический класс, где каждый его ученик создает себе с помощью учителей индивидуальную программу и по ней обучается. Если «не тянешь», то можновернуться в общеобразовательный класс, но быть «академиком» не только трудно, но и почетно.
А еще гимназия - это стильные интерьеры, спортивные секции, тренажерные залы, уютная столовая, школьные музеи, компьютерный центр, школьная газета «Cооl School», зимний сад. Современная школа будущего.
- Ваша школа рассматривает образование как основную ценность. А что такое хорошее образование? Как вы определяете для себя его цели?
- Цели и приоритеты школьного образования в целом и в гимназии в частности меняются в зависимости от времени и политических формаций, однако во все времена знаковыми и главными остаются: привитие навыков учиться самостоятельно, сохранение толерантности и здоровой корпоративной солидарности, также интегрирование учебно-воспитательного процесса с прикладным характером обучения и воспитания. Следовательно, хорошее образование – это академическое образование, полученное в результате синтеза фундаментальных теоретических знаний и исследовательской, опытнической деятельности.
- Что Вы считаете главным в своей работе?
- В своей работе, как и в жизни, для меня главное – это здоровье окружающих и свое личное! Девизом моего бытия на дорогой моему сердцу Земле является афоризм Беранже, покоривший меня давно своей лаконичностью и справедливостью: «Здоровье – мудрых гонорар!»
- Большое удовлетворение испытываю, когда в конце учебного года, анализируя результаты мониторинга здоровья учащихся, убеждаюсь, что используемые педколлективом здоровьесберегающие технологии, действительно, сберегают здоровье гимназистов: при повышенном образовательном стандарте не меняется группа здоровья, не ухудшаются медицинские показатели. Значит, правильно работаем! Значит, наши гимназисты, умные люди, будут жить долго и вершить будут долго добрые дела и свершать открытия. Принцип работы нашей гимназии: поиск идей от ученика – только тот способ эффективен, который наиболее удобен для учащихся.
- Важно ли для Вас мнение коллег?
- Всегда! Мнение коллег и родителей учащихся – единственный мой ориентир в принятии окончательных решений. Сложно порой признать чужое мнение более правильным, однако убедительные аргументы коллег могут изменить мои принципы и взгляды. Коллектив гимназии – зрелый, интеллигентный, поэтому нет необходимости иметь авторитарный стиль руководства, он у меня – демократичный.
- Эксперимент в школе – за и против
- Школа – это живой организм, работающий по своим законам. Любой эксперимент, вмешиваясь в сложившуюся систему, нарушает привычный жизненный ритм учреждения, что влечет за собой изменение результатов жизнедеятельности школьного организма. Какие будут изменения: позитивные или негативные? Это важно, поскольку речь идет о детях, их образовательных и жизненных траекториях. Эксперимент – это деликатный инструмент педагога. Чтобы руководитель был уверен в положительном исходе эксперимента, необходим грамотный, профессиональный педагогический прогноз. Эксперимент не может начинаться без диагностики. Удачный эксперимент – победа педагогического коллектива, неудачный – профессиональное преступление директора.
- Дисциплина может сделать детей счастливыми?
- Что такое дисциплина в целом? Это не только соблюдение правил поведения в школе или общественном месте: так думать – это значит упростить понятие и остаться в заложниках на всю жизнь. Дисциплина – это прежде всего порядок мыслей и навыков, это хорошее воспитание, это отсутствие претенциозности, это элементарное уважение Законов, что влечет за собой … любовь окружающих, что подтверждалось жизнью многократно. Кстати, в престижных учебных заведениях, например, Англии вопрос о дисциплине никогда даже не встанет, так как дети из состоятельных семей понимают, что исполнение дисциплины в любых проявлениях – неотъемлемое условие успешности их родителей.
- За годы своего существования педагогика имеет эффективную модель педагогического воздействия – поощрения и наказания - «кнута и пряника». А просто уважения недостаточно?
- Уважение не может быть альтернативой модели педагогического воздействия – поощрения и наказания - «кнута и пряника», так как уважение – необходимое условие общения, без которого ни поощрение, ни наказание не будет справедливым.
- Сегодня современный ученик порой превосходит своего педагога в знании компьютерных «наворотов», музыкальных новинок, сортов косметики и парфюмерии. Как быть с авторитетом педагога?
- Никогда авторитет учителя не измерялся косметическими и музыкальными «наворотами». Образ «синего чулка» - надуманный, кому-то очень удобный, а истинный образ учителя – умный, интеллигентный, с умеренным вкусом во всем человек. Наши дети лучше, чем порой мы думаем о них: они бескорыстно любят умного и справедливого учителя равно, как родителей, которые тоже не всегда - ультрамодные и суперсовременные. Авторитет учителя никогда не пострадает, если учитель признает превосходство своего ученика в чем бы то ни было, более того – будет гордиться своим учеником.
- Что учителя может сбить с толку?
- Глупость, грубость, необразованность и примитивные ценности иных родителей.
Что вы цените в детях?
- Абсолютно все мне дорого в детях. Я их или люблю, или жалею: люблю со всеми шалостями, если человечек адекватен ситуации; жалею, если ребенок болен физически или морально. Почему жалею, а не раздражаюсь? Потому что он ни в чем не виноват: «от осинки не может быть апельсинки». Более всего ценным нахожу в детях – воспитанность.
- Где вы берете силы, чтобы все успевать?
- Физическая сила - в здоровье, которое заложили родители, а сохранили в детстве мое здоровье детский сад, школа, пионерские лагеря и здоровый образ жизни семьи и советского общества.Моральные и духовные силы, конечно, черпаю в своей семье, которую я очень люблю и дорожу ею.
- Что такое отпуск директора гимназии?
- Полная релаксация от производственных проблем: море, загородный дом, путешествия, общения с близкими, дорогими людьми и бесконечное чтение как классики, так и новинок.
- Пушкин любил осень. А какое время года нравится вам?
- Люблю жизнь в любое время года и в любую погоду. Это пришло с годами. Сожалею, что ранее предпочитала только весну: сегодня, расплачиваясь, все тяжелые утраты переживаю именно весной. А, может, это совпадение…
- Вы живете в очень напряженном ритме. Зачем Вам это нужно?
- Никто не может знать мотивацию своего ритма: это, безусловно, потребность организма. Не случайно психология разделила нас на типы: холерик, сангвиник и флегматик. Никогда флегматик не «заживет» в ритме холерика и наоборот. В связи с этим, и мой напряженный ритм найден, наверное, в жизни мною по характеру и темпераменту. Все в жизни объясняется природой.
Директор гимназии – это особая профессия. Заботы об организации учебного процесса, хозяйственные хлопоты, организаторская деятельность – со всеми составляющими этой работы сталкивается каждый руководитель учебного заведения. «Каждый день я испытываю настоящее удовольствие от работы»,- говорит Любовь Петровна. «Кстати, по- немецки слова «профессия» и «призвание» звучат почти одинаково – «Beruf» u « Berufung». И это мой случай».
Наверное, судьба любого человека несет в себе некую тайну, но быть директором гимназии – это судьба. И судьба эта для Любови Петровны Кочневой – счастливая.Ведь жизненный принцип этой удивительной женщины таков: «Нельзя прожить жизнь в черновую. Каждый день прекрасен и удивителен!» И пусть всегда и во всем ей сопутствует успех, ведь успех –«это результат «лошадиной» работы!