02 марта 2008
"Самое главное, чем я могу сполна поделиться – это ощущением счастья от любимого дела"

О встрече с директором Института психологии и педагогики ТГГПУ Резедой Фаилевной Мухаметшиной мы договорились заранее…

И вскоре попадаю в атмосферу серьезного академического учреждения. Меня встречает очень приветливая женщина с дружелюбной улыбкой. На столе замечаю исписанные аккуратным почерком листы бумаги, стопку книг, статей. По привычке, пытаюсь мысленно составить портрет человека, который сидит напротив. Все говорит о том, что мой собеседник - человек умный, целеустремленный, внимательный к мелочам, обладающий незаурядными организаторскими способностями. Начинаю с заранее подготовленных вопросов…

- Резеда Фаилевна, как началась Ваша «психологическая « биография»? Ведь Вы по базовому образованию филолог?

- Видимо, сначала надо рассказать, как я стала педагогом, что это для меня значит и с чем это связано. Иначе роль психологии в моей жизни будет не совсем ясна. Да, по базовому образованию я педагог, филолог, окончила институт с красным дипломом. Когда я училась в школе, профессии «психолог» не существовало. Не было психологов и психологии. Увлекалась литературой, сочиняла стихи и рассказы и вынашивала мечту поступить на филфак. Сразу после школы и стала студенткой историко-филологического факультета Казанского государственного педагогического института, ныне ТГГПУ. Окончила вуз с красным дипломом. Начала работать в Казанском педагогическом училище. Первые мои ученики - 30 девочек и один мальчик.

С первых шагов моей педагогической деятельности я поняла, что психология неотделима от педагогики, она – ее родная сестра. Если честно, то считаю, что без психологической базы выстроить педагогическую работу невозможно. Ни программу, ни методику. Действительность сегодня такова, что каждый второй ребенок нуждается в психологической помощи. В классическом понятии педагог – уже недостаточно, он должен обладать знаниями по психологии. Я считаю, что в педагогическом вузе психология должна занимать ведущее место. В моей практике был случай, когда знание психологии, «науки о душе» помогло мне не потерять свою студентку, помочь ей состояться в жизни. Сейчас она – успешная состоявшаяся женщина, бизнесмен. Прошло много лет, но я до сих пор поддерживаю связь со своими первыми воспитанниками, мы общаемся, дружим.

- Студентам присуще ощущение, что их преподаватель так и родился на свет - с учеными степенями и званиями. Но, опираясь на свою студенческую жизнь, знаю, что личность педагога вызывает не меньший интерес.

- Специфика вузовской работы в основе своей лекционная, поэтому существует большая дистанция между студентом и преподавателем, нет такого диалога, как в общеобразовательной среде. И тогда, зачастую, в студенческой среде рождаются удивительные мифы о преподавателях, очень популярные среди молодежи. Такое мифотворчество вызвано, прежде всего, интересом к преподавателю как к личности, его человеческим, а не только профессиональным качествам, желанием быть похожим на него, желанием быть равным в диалоге, стремлением достичь таких же профессиональных высот.

- Среди Ваших учителей были общепризнанные педагоги, психологи?

- Мне очень повезло. Бывают встречи, которые меняют жизнь, отношение к действительности. В институте я встретилась с замечательным педагогом, удивительной женщиной – легендой - Татьяной Александровной Геллер, которая была для меня не только учителем с большой буквы, но и стала моим наставником, старшим товарищем, другом. Она стремилась привить нам, своим студентам чувство прекрасного, помогала постичь красоту окружающего мира, учила смотреть и понимать фильмы, картины художников, поэзию.

Давала понять, что такое истинная красота, а что просто «красиво», «симпатично», «красивенько», приобщала нас, студентов, к научно-исследовательской работе. И сейчас, по истечению стольких лет, я с особой теплотой вспоминаю ее лекции, наши занятия, ее внимательное отношение к каждому своему студенту. Татьяна Александровна была замечательным советчиком и хранительницей тайн, учила терпению и мудрости, будучи при этом чрезвычайно деликатной и тактичной. Она была, прежде всего, интереснейшим человеком. А потом уже доцентом, кандидатом философских наук, педагогом, психологом.

- Вы выбрали профессию в русле семейных традиций?

- Огромное уважение к педагогической деятельности я вынесла из семьи. Во-первых, у меня была совершенно изумительная мама, которая была по профессии экономистом, но по своей сути - замечательным педагогом, как говорят «от Бога». Это она привила мне любовь к чтению, мы смотрели все театральные премьеры нашего города. Маме я обязана сформировавшим у меня желанием стать учителем, педагогом. Знаете, ведь ни одна профессия не приносит столько счастливых мгновений, как профессия педагога: первое сентября, последний звонок, выпускной бал, благодарные глаза твоих учеников ...

- Главный вопрос современной психологии - Куда мы развиваемся и хотим прийти?

- Мы идем к синтезу теории практики. Когда теоретическая психология будет интегрирована в практическую, тогда, пожалуй, мы и решим главную задачу – помочь человеку понять самого себя.

- Какие проблемы психологии сейчас Вас волнуют?

- Человек – по своей сути, некая волна, существующая в океане этого мира. Вроде она и сама по себе, но это часть океана. Кому-то кажется, что этот мир враждебен, другой считает, что он дружелюбен. А океан просто живет и преследует свои цели. Он дает тебе все нужные ресурсы, кормит тебя, открывает свои тайны и возможности, учит. Это, как в химии, реакция среды. И если ты не обладаешь достаточной устойчивой, сильной волной для самоподдержки на пути к цели, то мир тебя размывает. Полагаю, что сегодня наиболее актуальна проблема стрессоустойчивости - перегрузки, различные экономические проблемы, городской фактор, экологический фактор, болезни, - такие негативные явления меняют психику человека.Сегодня появилось много интересных направлений, такие, как психология общения, психология переживаний, медицинская психология, которые, в совокупности, и служат человеку.

- Что такое психологический дизайн?

- Психологический дизайн - это комплексный подход, при котором человек, его деятельность и его жизненное пространство рассматриваются как неделимая, целостная система, которая развивается по определенным закономерностям и оказывает влияние на все аспекты жизни человека для того, чтобы усилить стрессоустойчивость горожанина. В его основу входят традиционные психологические представления о восприятии человеческим сознанием пространства, формы и цвета, психолингвистике, правила пропорций Золотого сечения, древние восточные и западные геомантические традиции, Фэнь Шуй. Психологический дизайн помогает в решении актуальной для большинства людей потребности - сделать свою жизнь, работу, отношения в семье и с сослуживцами более гармоничными, успешными и цельными.

-Сейчас на слуху такой термин – коуч, коучинг. Что он означает?

- Сравнительно новое направление в психологии. Психология продаж. Разработка западных специалистов. Но мы своим студентам это направление не даем.

- Резеда Фаилевна, а какой Вы преподаватель? Ваш стиль и методика работы со студентами?

- Об этом трудно говорить. Мне кажется, что быть преподавателем — это не просто читать лекции и проводить семинары. Это еще и любить своих студентов. Ведь нет ничего невозможного в профессии, если ты любишь свое дело, своих учеников – у тебя все получится. Я очень ценю своих коллег и хочу видеть свой университет передовым инновационным образовательным учреждением. Как педагог, я очень демократична, мои студенты могут обратиться ко мне с любым вопросом. Дорожу доверием ребят, когда они знакомят меня со своим творчеством - дают мне почитать свои стихи, рассказы.

 Как, по Вашему мнению, к Вам относятся студенты?

- Думаю, что мои студенты воспринимают меня, прежде всего как старшего товарища, а потом как преподавателя.

- Что для Вас значит психология?

- Психология – это знание души человеческой. Это огромное желание понять. Себя, других, события. С годами практики и личностного развития появилась еще одна страсть - к изменениям, постоянному обновлению, самотрансформации. Это стало моим мировоззрением, стилем жизни, личной философией. А вообще занятия психологией целебны. Они дают небывалую широту восприятия жизни и ее понимания. Они надолго сохраняют у человека интерес к происходящему вокруг.

- Изменилась ли Ваша жизнь после того, как Вы стали психологом?

- Конечно, я стала более терпимой. Нельзя воспринимать человека как некую идеальную категорию.

- Существует такое расхожее мнение, что современная психология – это продукт, потребляемый женщинами…

- Фигура психолога в нашем обществе – новая. На западе у каждой семьи есть свой психолог, пойти к психоаналитику – обычное дело, у нас же – психолог, психоаналитик – в новинку. А что касается женщин – просто они более мобильные и активные. Хотя практикующие психологи нашего университета говорят, что мужчины тоже стали обращаться к специалистам.

- Что бы вы пожелали тем молодым людям, которые решили связать свою дальнейшую жизнь с психологией?

- Есть такие профессии, где нельзя допускать ошибки. Это медики и педагоги. Я добавлю – педагоги-психологи. Здесь должна быть высокая планка соответствия. Психология ведь очень близка к медицине. Абитуриенты, выпускники школ, – мальчики и девочки, как правило, с минимальным житейским опытом. Надо, чтобы они, прежде всего, прислушались к своей душе. Не ошибаются ли. И, думаю, что опыт работы в педагогике никому не повредит. На профессию психолога лучше брать людей с опытом работы в системе образования, тем более, что нынешним психологам придется искать альянс не только с педагогикой, но и медициной. Будущее образования – в успешности развития этого союза. И в руках тех, кто завтра станет психологом.

- Что для вашей жизни всерьез?

- Я вообще человек серьезный. И все делаю всерьез, как отличница. Мой брак, друзья, которых много. Мои дети, театр, которым я увлекаюсь. Литература. Творчество. Духовный путь. Природа. Страна, в которой я живу. Как говорил Борис Пастернак: «Во всем мне хочется дойти да самой сути…». Поэтому, самое главное, чем я могу сполна поделиться – это ощущением счастья от любимого дела, от постоянных изменений, открытий, внутреннего поиска, жизнетворчества.

И это действительно так. Сегодня Резеда Фаилевна – доктор педагогических наук, профессор, директор Института педагогики и психологии ТГГПУ, прекрасный педагог и большой ученый, увлеченно занимающаяся любимым делом.







Источник информации: Светлана Сагитова