25 апреля 2009
Педагог в четвертом поколении

Ежегодно Министерством образования и науки РТ в целях распространения передового педагогического опыта проводится конкурс « Учитель года РТ». В этом году обладательницей звания «Лучший учитель года» стала преподаватель русского языка и литературы лицея им. Н.И.Лобачевского при КГУ Гузель Динаровна Хусаенова.

- Гузель Динаровна, разрешите поздравить Вас с абсолютной победой в конкурсе «Лучший учитель года Татарстана 2009».

- Получать поздравления всегда приятно. Спасибо большое.

- Как сегодня чувствует себя лучший учитель Татарстана?

- Фанфары уже отгремели…Вспышки фотообъективов не слепят…К сожалению, радость праздника не переходит в будни. Жизнь так многообразна и многолика. Сегодня получаю огромное удовольствие от того, что вернулась в привычный ритм работы: стою, как прежде, перед учениками, вижу их заинтересованные лица, кому-то объясняю новый материал, с кем-то анализирую задания – «ловушки» в материалах ЕГЭ по русскому языку, кого-то переубеждаю в том, что князь Андрей не «толстокожий пень» (цитирую дословно). … Но конкурс не закончился, впереди новый этап, и хочется, чтобы фанфары вновь гремели, вспышки слепили…

- Ваш путь к победе был тяжелым? Как проходил сам конкурс?

- Интересно было бы посмотреть на человека, который может, не лукавя, сказать, что победа досталась ему легко… Любой успех, будь-то в спорте, в науке, в профессии, – это огромный труд как самого участника, так и всей его команды. Хронологически конкурс начался еще в январе на районных этапах, в феврале продолжился на уровне города и завершился в марте республиканским. В течение двух конкурсных месяцев было очень много трудных моментов, и всегда рядом были коллеги.

- Кто Вас поддерживал? Помогал справиться со сложившимися трудностями?

- Победы такого уровня, конечно, не результат деятельности одного человека. У меня была очень сильная группа поддержки. В первую очередь, мой Лицей. С самого первого дня на районном этапе и до последнего мастер – класса на Республиканском конкурсе рядом была директор лицея Е.Г. Скобельцына. Она прошла со мною вместе все этапы, «проживая», как и я, каждое мгновение. Сильный конструктивный лидер, сама испытавшая радость побед во многих профессиональных конкурсах, Елена Германовна всегда уверена в результате. (« А иначе зачем идти на конкурс?»).Её методические советы были так креативны, психологические рекомендации так полезны, а позитивной энергией заряжалась не только я, но и группа поддержки. Не буду перечислять имена всех, кто был рядом, ибо боюсь кого-то не назвать и тем самым обидеть. Без преувеличения могу сказать: в группе поддержки был весь наш лицейский коллектив. Каждый пытался поддержать, как мог: советом, делом, ободряющим взглядом, ласковым словом… Огромное спасибо! Неоценима в подобных ситуациях роль семьи. Я педагог в четвертом поколении. Педагог (смею надеяться!) уже со стажем. Но до сих пор чувствую себя «зеленой» ученицей, когда свои советы дают проработавший двадцать пять лет директором школы дядя, а также мама, за спиной которой тридцать шесть педагогических лет. Без этого « семейного педагогического » тыла победа была бы тоже невозможна.

- Каким Вы видите место предмета литературы в общей школьной программе?

- Оно обеспечено вековым опытом. Литература в общей школьной программе остается единственным учебным предметом, ставящим в центр разговора произведение искусства и эстетическое переживание. Доминирующим остается обращение к душе ученика, формирование нравственно- эстетических идеалов (как бы пафосно это не звучало!), развитие эмоционально- чувственного восприятия окружающего мира. Это предмет, который раскрывает бесконечные инварианты жизненного устройства и дает возможность спрогнозировать и смоделировать свое будущее. Как искусство слова литература позволяет выработать навыки искусства культуры устной и письменной речи. Мне кажется, трудно переоценить значение этого предмета.

- Вы – носитель традиций и канонов русского языка. Как вы относитесь к многочисленным модным сленговым «вкраплениям»: американизмы, интернетизмы, неологизмы? Не испытываете дискомфорта?

- Нет, не испытываю. Язык – это живой организм, в нем всегда будет присутствовать движение: наряду с историзмами и архаизмами будут использоваться общеупотребительные слова и добавляться всякого рода новые «-измы» . Это естественный процесс. Очень многие слова, ещё несколько лет назад вызывавшие недоумение, стали сегодня нормой. К тому же, если слово употреблено к месту, удачно, оно только разнообразит речь, делая её изящной. Конечно, я не говорю о слепом, безвкусном заимствовании или неправильном употреблении часто малопонятных нашей молодежи слов, рождающих уродливые словосочетания, и, как следствие, уродующих речь.

- Сегодня наиболее востребованы английский и немецкий. Преподавая русский, Вы не чувствуете себя «вчерашней»? Сейчас наши дети одновременно учат несколько языков: русский, английский, татарский, и еще факультативно один из европейских языков. Вам не кажется, что при этом они в совершенстве не владеют ни одним? Некоторые лингвисты считают, что по сравнению с русским языком европейские языки выглядят примитивными и неразвитыми. Ваше мнение эксперта?

- Не владея, к сожалению, в совершенстве европейскими языками (мой уровень ограничивается формулировкой « читаю и перевожу со словарем», не могу судить об уровне их «примитивности и неразвитости». А вот дифирамбы русскому языку пропою с удовольствием. Наш язык в силу ряда обстоятельств чрезвычайно богат. Он создавался на огромной территории, заселенной различными племенами и народностями, и элементы устного народного творчества: пословицы, поговорки, фразеологические обороты, все то, что мы называем «преданья старины глубокой», - обогатили его несказанно. Кроме того, благотворное влияние на его развитие оказал церковнославянский язык, одаривший его властностью, звучностью, силой.Возможно, именно это имел в виду Тургенев, когда произнес хрестоматийное: «О, великий, могучий и свободный русский язык…» В русский язык прочно вошли некоторые, ставшие уже символами культурные явления: не только отдельные выражения и цитаты из литературных и музыкальных произведений, но и целые образы, ставшие сегодня хрестоматийными. В русское языковое сознание через живопись, музыку, переводы вошли понятия и образы мировой культуры. С уверенностью могу сказать: созданная Русским Языком культурная сфера необычайно богата и разнообразна. Преподавая русский язык и русскую литературу, я не чувствую себя «вчерашней». Примечательно, что в русском языке среди тюрских заимствований больше всего татарских слов – алмаз, сарафан, шатер, деньги. И этот список можно продолжать долго! Через культуру речи, русской или татарской, фундаментом которой является литературный язык, мы можем передать молодежи свой национальный, духовный, эстетический геном.

- Язык – это не только средство общения и выражение своих желаний, сколько генетический код нации. Считаете ли Вы, что язык – способ сохранения некой общности людей в процессе эволюции?

 - Я согласна. Константин Паустовский считал, что именно слово является приоритетным средством выражения итогов художественного, научного познания, ибо в универсальной, образно – коммуникативной способности художественного слова заложена возможность передачи любого ощущения, чувства, мысли. Слово способно не только порождать различные звуковые, зрительные и другие образы в сознании человека, но и выражать ту специфическую особенность сферы человеческих чувств, которая заключается во внутренней взаимосвязи и взаимодействии функционально разных элементов сложнейшей системы восприятия окружающего мира. Русское слово становится неотъемлемой частью русской ментальности. Примечательно, что в русском языке среди тюрских заимствований больше всего татарских слов – алмаз, сарафан, шатер, деньги, и этот список можно продолжать долго! Через культуру речи, русской или татарской, фундаментом которой является литературный язык, мы можем передать молодому поколению свой национальный, духовный, эстетический геном. «Сохраним родной язык – сохраним и нацию», – это мудрая поговорка глубоко и тонко отражает истину, что без знания языка нации нельзя понять ее душу, характер, духовный мир.

- Можно всю жизнь учить один лишь язык, будучи уверенным, что в совершенстве им не владеешь. Вы можете сказать, что знаете русский?

- Нет, конечно, и никогда не возьму на себя смелость утверждать подобное.

- Ваши прогнозы о будущем русского языка?

-Выживет.

- Ваши литературные пристрастия?

- Прочитано очень много произведений, трудно определиться и отдать приоритет чему-то или кому-то одному. Сегодня выбор книги зависит от эмоционального настроения, физического состояния. Обращаюсь к классике. Из современной литературы стараюсь читать книги, номинированные на литературные премии или вызвавшие дискуссионные споры на страницах литературных изданий. Последние прочитанные вещи – романы Анатолия Тосса. Не взбодрили.

- Раньше хранителем русской словесности было телевидение. Теперь же косноязычие, заполнившее эфир, никого не удивляет. Кто же сегодня учит говорить по-русски? Кроме вас, разумеется.

- Русская классическая литература. Вслед за Бродским могу повторить: ни бессмысленные сериалы, ни самая лучшая электроника и прочее нас не спасут. И в этом плане самое сладкое время для меня лично - поздний вечер, когда заканчиваются дела и можно перед сном в постели взять в руки «вкусную» книгу и почитать несколько страниц.

2010 год будет годом учителя – заявил Президент РФ Дмитрий Медведев, и это свидетельствует об искреннем интересе к образованию, к повышению статуса и престижа профессии педагога. Учитель, быть тебе звездою во вселенной!

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Галины Боглаевской