Учитель. Под этим словом подразумевается не только тот, кто сообщает сумму сведений, это, прежде всего, НАСТАВНИК, тот, кто помогает выйти на тропу жизни. Это проводник во взрослую жизн
Учитель русского языка и литературы высшей квалификационной категории школы №111, бессменный руководитель школьного музея «Сыны татарского народа», обладатель медали «За заслуги в образовании», замечательный педагог, подлинный мастер своего дела, Мария Петровна Шмакова подготовила к самостоятельной взрослой жизни не одно поколение юных казанцев.
Для многих выпускников знания, полученные на ее уроках, стали настоящим ориентиром в выборе дальнейшего пути и критерием выбора духовных и иных жизненных ценностей. Ее методика преподавания предмета отличается четкостью структуры и органическим единством: новый этап урока – продолжение предыдущего, где вопросы литературы и языка переплетаются с изучением музыки, живописи, превращая тем самым уроки филологии в уроки искусства. Мария Петровна передает своим ученикам не только знания, но и какую-то тайну личности. И это крайне важно. Учитель должен отозваться в сердце.
- Мария Петровна, откуда приходит любовь к профессии учителя! С чего она начинается?
- С детства. В каждом поколении рода Шмаковых находились люди, видевшие себя не иначе как учителями. Учителями русского языка и литературы, химии и истории, физического воспитания. Наша педагогическая родословная имеет общий трудовой стаж более трех веков! «Только самые лучшие люди могут раздавать по частичкам свою душу», - эти слова моего отца я запомнила навсегда. Так что сомнений в выборе профессии не было.
- Раньше, чтобы достать хорошую книгу, например, приходилось стоять в очередях, сдавать макулатуру, теперь у нас огромные возможности, все доступно. Но хорошо ли это?
- Конечно, это неплохо. Вопрос в том, а нужно ли это сейчас современному поколению? Есть Интернет – смотри, читай. Хотя я, как человек старой формации, люблю держать книгу в руках. Перелистать, вернуться к тексту, отметить для себя, что в более ранние годы мне это место больше нравилось. Знакомя ребят с классиками русской литературы, каждый раз для меня по-новому открывается Чехов, Толстой, Пушкин. А в электронной версии нет той сопричастности с автором, его мыслями, чувствами, эмоциями.
- Мария Петровна, у вас богатейший жизненный опыт, поэтому хотелось бы спросить вас о будущем. Что туда брать как самое ценное, важное?
- Каждый из нас имеет свое предназначение. Потому что у тебя в жизни есть свое задание, потому что… помните, как у Пушкина: «Еще одно, последнее сказанье…» - Пимен, старик-монах, в келье в монастыре всю жизнь пишет летопись, и он абсолютно счастливый человек. Брать с собой в будущее стоит то, с чем ты не изменишь себе - свои принципы и убеждения. Это самое ценное. А самое важное - здоровье. Моя тетя Панна, пережившая блокаду, учитель с более чем сорокалетним стажем, говорила: «Главное - быть сытой, тогда ты здорова». Сегодня же я ратую за здоровый образ жизни, спорт и, как педагог-словесник, за литературу и искусство, потому что оно вечно.
- Какой ученик самый трудный?
- Я не покривлю душой, скажу – нет трудных учеников. Все хорошие. Главное – найти общий язык. Есть, конечно, ребята, которым трудно даются грамматика, орфография, синтаксис. Я такого ребенка не дергаю, часто не спрашиваю. А потом появляется азарт – неужели я с ним не справлюсь? Дома всегда были разговоры о школе, отметках, о поведении учеников, такой домашний мини-педсовет! И поэтому, в сложной ситуации я всегда знала, как мне поступить. Если же говорить о дисциплине, думаю, что для тех педагогов, которые увлекательно преподают своей предмет, никаких проблем с дисциплиной нет.
- Ваша цель как учителя?
- Научить. Литература учит мыслить, а язык нужен – чтобы правильно их излагать. Ведь русский язык – это нескончаемая таблица умножения. А азы все обязательно должны знать.
- Что самое скучное в профессии учителя – словесника?
- Не секрет, что выпускники филологического факультета условно разделяются на лингвистов и филологов. Мне ближе преподавание литературы, а проверка тетрадей – это рутинная работа, где нет творчества.
- А что Вы предпочитаете в своей работе: диктант, изложение или сочинение?
- Сочинение. Правда, я люблю давать диктанты из произведений классиков, это, с одной стороны, хороший язык, а с другой стороны - ещё раз повторяют литературу. Может быть, даже они лучше её понимают, потому что после диктанта мы разбираем текст: почему так написано, разбираем каждую фразу. Если я вижу провал в какой-то теме – повторяем ее.
- Школа - это проза или поэзия?
- Жизнь. Школа такое место, где все навыки, которые у тебя есть – обязательно пригодятся. Чем больше у педагога умений – тем лучше. Вот это, пожалуй, проза. А поэзия... Только школа обладает своей неповторимой аурой. Особенный запах в классах - мела, учебников и тетрадей. Внимательные глаза ребят. Тишина, когда ты объясняешь материал, читаешь любимых авторов. Волнение каждый раз, когда наступает 1 сентября, и светлая грусть, связанная с последним звонком, прощанием с выпускниками.
- Пять характеристик идеального учителя.
- Отличное знание своего предмета, умение подать свой материал, чтобы заинтересовать школьника. Педагог должен быть хорошим психологом, ведь иногда школьному учителю необходимо найти правильные слова, чтобы не оттолкнуть ученика, если тот говорит ему, что не считает нужным выполнять данное задание. Любить детей и быть преданным выбранной профессии.
- Может ли учителя заменить обучающие компьютерные программы?
- Несмотря на стремительное внедрение в школах новых технологий, компьютеры никогда не смогут полностью заменить учителя, учебники и тетради.
- Как Вы видите будущее школы?
- Светлым и радостным. Понимание жизни приходит через культуру, каноны нравственности,этики и морали. Мне кажется, что преподавание литературы основано на этих элементах национального просвещения.
- Что кажется Вам особым в нашем образовании?
- Я думаю, что для России характерна склонность воспринимать учителя как нечто более, чем просто преподавателя. Не могу сказать, что на Западе нет харизмы этой профессии, но там это имеет существенно меньшее значение. Ну и, пожалуй, самое важное в нашем образовании – это некий горизонт, полифоничность, все то, что противоречит слову «специализация». Специализация, в принципе, не свойственна русскому образованию. А это свойство - полифоничность - дает нам особый широкий взгляд на мир. Наверно, особенность русского характера - залезать в сопредельные области. Еще Достоевский говорил о русском, как человеке вселенски отзывчивом. Что такое вселенская отзывчивость? Ему все интересно. Конечно, в программу физического факультета не входит преподавание русского языка или литературы. Но на стыке дисциплин часто рождаются новые направления в науке.
- Сейчас предлагается такая современная форма проверки знаний, как тест. Как Вы к этому относитесь?
- Зацикливаться на тестах, я бы не стала. Проверочная работа должна быть творческой, показывающей, насколько человек умеет самостоятельно анализировать материал.
- Безусловно. Ведь если ребенок плохо учится – виноват учитель. Хорошо знает предмет, значит и педагог отличный. Есть такое понятие – академический подход к знаниям. То есть не бездумное заучивание материала, которое потом забывается, а разумное, постепенное получение знаний из того источника, который я им предлагаю. «Я только и делал, что повторял», - эти слова Ушинского мне очень близки. Объясняя новый материал, я все время опираюсь на пройденный. Главное, воспитать молодежь, которая умеет думать, а не просто зазубривать правила и их исключения. Ведь человек, имеющий нестандартное мышление – самое интересное для педагога, как в школе, вузе, так и в жизни.
- Жаргон – это своего рода язык в языке, и в молодежной среде использование жаргонизмов очень популярно. Есть мнение, что такая речь очень выразительна и эмоциональна. А как Вы считаете?
- Жаргон бытовал в молодежной среде издавна – еще среди семинаристов и гимназистов. Главное в этом языковом явлении – отход от обыденности, от скучного мира взрослых. На своих уроках я стараюсь рассказать, как развивается русский язык, происхождение некоторых слов и словосочетаний, как появляются авторские слова. Удивляются, узнав, что Михаил Ломоносов обогатил русский язык словами: «атмосфера», «вещество», «градусник», «квадрат», «минус», «горизонт». Что слова: «промышленность», «моральный», «эстетический», «эпоха», «сцена», «гармония» принадлежат Карамзину, «головотяп», «благоглупость» - Салтыкову-Щедрину, «утопия» - Томасу Мору, а слово «робот» придумал Карл Чапек. Жаргонные слова и выражения, на мой взгляд – безликие штампы, которые имеют только две оценки – положительную и отрицательную. Если мы хотим, чтобы русский язык оставался красивым, давайте прислушаемся к своей речи. Это очень важно.
- Провокационный вопрос – нужна ли нам вообще сейчас литература?
— Математика учит школьников необходимым вычислительным операциям, физика — законам природы, экономика — рыночным механизмам, и все это, несомненно, полезно и пригодно для дальнейшей взрослой жизни. Но если по этим критериям оценивать литературу, то, как оценить ее полезный коэффициент? Есть такая песня: «Учитель нас проводит до угла и вновь назад – туда» Так вот, я учу детей не для того, чтобы до угла довести, и они могли успешно сдать ЕГЭ. Мой предмет нужен для того, чтобы ребята читали, и с удовольствием читали. Литература - это накопленная веками мудрость, чужие ошибки и озарения, это волшебный инструмент для способности осмыслять и критически мыслить. Я всегда говорю, что литература учит нетрадиционному подходу. Ведь если, к примеру, ученый – физик, решая сложнейшие физико-математические задачи, пойдет по проторенному пути, - что он нового сможет сделать в науке? Но если будет мыслить творчески, не так как все – его ждет большое будущее. Уроки литературы – это познание себя и других. Уроки нравственного совершенствования и первоначального понятия, где есть добро, а где зло.
О том, что жизнь сложна и трудна, знает, наверное, каждый. И на этом пути нам должен встретиться Хранитель мудрости и знаний. Учитель, проводник и наставник. Иначе, как знать, куда заведет эта дорога?
«Нам повезло. Мы встретили своего учителя, Марию Петровну Шмакову именно тогда, когда это было нужнее всего. Она из тех педагогов, которая совмещает в себе огромный преподавательский опыт, громадный объем знаний и по-настоящему творческое, отношение к самому процессу обучения. Она заложила в нас частичку своей души, какую-то долю своих взглядов на мир, жизненных ценностей, доброты и заботы. Таких педагогов называют просто – Учитель с большой буквы. Многие ее ученики работают в школах. Я тоже ее последователь», - с теплотой отзывается о педагоге директор школы №111 Анастасия Звездина.
Многое меняется в нашей жизни: исчез с карты мира СССР, возникла новая Россия с новыми ориентирами и ценностями. Поменялись и педагогические методики, но Мария Петровна своего подхода к преподаванию предмета не изменила. Являясь наставником молодых коллег, она помогает им приобщиться к проверенным десятилетиями ценностям российской педагогики. «Когда я пришел на практику к Марии Петровне, поразился ее профессионализму, отдаче делу. Спустя сорок лет так порядочно относится к работе, без какого-то высокомерия, усталости, плохого настроения. Как интересно она ведет урок! И мне захотелось научиться. То, что я работаю педагогом, уже имея карьеру журналиста, это с подачи Марии Петровны. Но это не произошло помимо моего желания, а совершенно естественно - мне нравится работать с детьми. Мы с ней представители разных поколений, у нас неодинаковый подход к преподаванию, разные интонации, но ее советы чрезвычайно важны и современны. Я очень признателен Марии Петровне за помощь и поддержку», - говорит молодой учитель русского языка и литературы школы №111, журналист Николай Токранов.
День за днем Мария Петровна продолжает учить своих учеников премудростям русской словесности, тому разумному, доброму и вечному, чему ее саму учили мастера своего дела.
Ее выпускники сегодня успешно работают в самых разных сферах деятельности, многие из них стали педагогами. Но всех ее питомцев объединяет одно – чувство благодарности любимому учителю.