Учительство - не труд, а отреченье, умение всего себя отдать
Есть профессии, без которых немыслимо представить себе человеческое общество. Учитель – это из их числа. Школа, начало начал. Здесь зарождаются характеры, идеалы, формируются убеждения и интересы. Врачи и строители, летчики и инженеры, юристы, музыканты, педагоги, спортсмены – все начинается здесь. Быть педагогом – особое призвание. И, закончив то или иное учебное учреждение или вуз, мы понимаем, какой важный след оставили в душе наши учителя. Подходит к концу 2010 год, провозглашенный Годом учителя.
Какой он, современный учитель? Каков его путь в профессию?
Наша встреча с Анастасией Яковлевной Звездиной закономерна – она выпускница Казанского университета, руководитель школы, входящей в состав Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ».
Профессия: учитель русского языка и литературы.
Судьба: директор школы №111.
Свойства характера: трудолюбие, целеустремленность, упорство, креативность, умение достигать поставленных целей, сопереживать, радоваться успехам коллег, отличное чувство юмора, доброта.
Стиль управления: преимущественно коллегиальный.
Анастасия Яковлевна одна их тех педагогов, про которых говорят - «она солнечной породы». Она излучает удивительную жизненную энергию, которая исходит от всего ее светлого облика - улыбки, мягкого голоса, сияющих глаз, уверенной походки, четких и изящных движений.
- Завершается Год учителя – знаковый для педагогов год. Как он прошел для директора школы №111?
- Мне очень приятно отметить большое внимание со стороны властей: гранты для учителей, которые достигли выдающихся успехов в образовании, гранты для молодых педагогов, денежные поощрения. Потрясающий праздник для педагогического корпуса был организован к августовскому совещанию учителей, посещение цирка Дю Солей. Все это способствует повышению престижа учительской профессии. Будучи в 2006 году в Соединенных Штатах Америки, я восхитилась, что школы США очень хорошо оснащены современным интерактивным оборудованием. Информатизацией учебных учреждений американцы занимаются уже 15 лет! Тогда меня очень потрясло.
А теперь, спустя несколько лет информатизация школ у нас идет семимильными шагами. Канули в лету старые плакатики! А урок с использованием, например, интерактивных досок, получает новое звучание! Теперь у нас есть современное мультимедийное оборудование, каждый педагог является обладателем личного ноутбука. Уверенное владение информационными технологиями позволяет учителю быть на «одной волне» с учениками, ведь наши воспитанники – дети компьютерной эры. Кстати, учитель в нашей школе не стесняется проконсультироваться с ребятами в этой области. И в каждом классе есть ответственные за технику. Это здорово! Год учителя, к сожалению, подчеркнул и некоторые минусы. Бывает, что родители высказывают определенные претензии, забывая, что воспитание ребенка – это наша общая задача, родителей и учителя.
- Что сложнее — создать хорошую школу или поддерживать достойный уровень на протяжении многих лет?
- И то, и другое достаточно сложно, по большому счету, Школу делает учитель. У нас есть замечательная традиция – День чести школы, и тогда мы с волнением и тревогой выявляем, в чем мы выиграли, а в чем проиграли, сколько у нас победителей олимпиад и конкурсов. Но не каждый результат можно измерить в цифрах и процентах. Как можно измерить участие ребят в общественной жизни? Вот, например, повесили мы маленькое объявление о том, что состоится поездка в детский дом. И были сомнения, как отреагируют дети. А собралось огромное количество ребят с приготовленными для своих друзей из интерната замечательными подарками. То, что дети участвуют в общественной жизни школы, в добровольческих акциях для меня очень ценно.
- Вы продолжаете педагогическую династию. Но в настоящее время мало молодых людей, решающих сделать свой выбор в пользу преподавания в школе. Стало ли сегодня понятие «преданность учительской профессии» ретро?
- У нас со школой «неслучайный» роман. Мама – учитель, близкие родственники тоже посвятили себя школе: преподаватели русского языка и литературы, химии, математики, немецкого языка. Наверное, сработали «учительские» гены - они передали мне эстафету профессии.
В нашей школе работают в равной пропорции и ветераны учительской профессии, и молодые педагоги. Приходят на практику и студенты вузов. Мне очень приятно, что в пользу учительства склоняются и молодые люди, например, посвятил себя школе талантливый молодой педагог Николай Токранов, ранее работавший на одном из телеканалов республики. Преданность школе складывается не только из детского желания быть учительницей. Пожалуй, самое главное влияние на выбор в пользу школы оказывают люди, представляющие «учительство» в самом лучшем и ярком понимании - добрые и мудрые, креативные и заботливые, талантливые и увлекающиеся, которых уважают родители и любят дети. Когда тепло и уютно каждому ученику. Такие учителя есть. И, на мой взгляд, преданность учительской стезе – понятие «непеременное».
- Школа. И это на всю жизнь? Хотелось ли когда-нибудь бросить всё и проявить себя в совершенно другой сфере деятельности?
- Я – счастливый человек. Получаю удовольствие от своей работы. Хотя, не скрою, бывают минуты слабости. Искать себя на другом поприще? Вряд ли. Мне нравится моя профессия. Школа – это мой образ жизни.
- «Путешествие в страну наречий» – трудно ли преподавать русский язык современной молодежи?
- Я часто слышу грамотную, развитую речь. Мне кажется, современная молодежь, студенты хорошо владеют русским языком. Наверно, это связано с тем, что многие из них нацеливают себя на работу, связанную с коммуникативными навыками, где неприемлимо незнание русского языка, грамматики, умения вести беседу. А само преподавание предмета тоже претерпело изменения. Изменился алгоритм рассмотрения правил, примеров, которые мы изучаем. Если раньше была установка – научить и отработать, то сегодня дети должны сами находить ответ, анализировать. А учитель обязан найти новые подходы в преподавании. За годы изучения русского языка мы с ребятами становимся очень близкими. То есть этот предмет предполагает не «научительство», а содружество, партнерство. И это очень сплачивает.
- Что самое главное в преподавании литературы?
- Литература – воспитательный предмет, поэтому преподавать ее непросто. Современные дети по-другому сориентированы. У них другие приоритеты, хрестоматийные прототипы им не всегда понятны. Пожалуй, самое главное - научить размышлять, анализировать, иметь свое мнение, уметь его аргументировать. Хотелось, чтобы литература не оставила ребенка равнодушным.
- Можете ли Вы по почерку узнать, чья это тетрадь, не глядя на обложку?
- Конечно.
- Существует мнение, что учитель это человек, который полностью зациклен на тетрадях, успеваемости, уроках и ничем, кроме школы не интересуется?
- Учитель обычный человек, также имеет сердце, тяготеет к прекрасному и даже любит мороженое. Среди моих друзей люди самых разных интересов. Правда, когда в компании собирается более 2-х человек, имеющих отношение к школе – разговор сводится к профессии и начинается педсовет! Что касается увлечений, с юных лет я занимаюсь плаванием, люблю путешествия, сейчас осваиваю вождение.
- А вам есть чему поучиться у своих воспитанников? Принимаете ли Вы такую учебу?
- Самое главное «звено» нашей профессии, без которого мы, учителя, не состоялись бы – это дети. Пытливые, вездесущие, лукавые, сообразительные, проказливые, выдумывающие, веселые, яркие, прикольные школяры. Проводя с ними большую часть своего времени, можно ли ответить со стопроцентной точностью – кто у кого учится? Мы их – азам наук, а они нас – компьютерным «заморочкам». Мы - культуре и традициям – они свободе и нестандартности. А когда учитель и ученик в диалоге – это сложнее и интереснее.
- Самый запомнившийся урок
- Здесь уместно вспомнить учебу в Казанском государственном университете, замечательного преподавателя - доцента кафедры русского языка Галину Павловну Слесареву. Она уникальный человек. И сейчас, когда уже пройден рубеж студент-преподаватель, я – руководитель школы, мы очень трогательно дружим. В те сложные «перестроечные» годы благодаря ей, мы читали «возвращенную» литературу в ее лаборатории экспериментальной фонетики, слушали ее рассказы о Агафье Лыковой, сибирской затворнице, к которой Галина Павловна как руководитель диалектологической экспедиции КГУ ездила в тайгу. Она не только исключительный преподаватель, но и прекрасный друг. Мы могли обратиться к ней с самыми разными вопросами, просьбами. Еще я благодарна Диляре Каримовне Салиховой – своему коллеге, директору гимназии №146. У нее я научилась тому, что составляет административную часть моего руководства.
- Без чего Вы бы не смогли прожить?
- Без моей семьи.
- Молодой учитель – это плюс?
- Конечно. Как показывает жизнь, когда возрастной разрыв между учителем и учениками сравнительно небольшой, то у них больше точек соприкосновения. Хотя, нельзя скидывать со счетов преподавательский опыт. Всегда было такое понятие – наставничество.
- А дальше что? Как Вам видятся перспективы школы №111?
- Важно не потерять то, что уже наработано. Сохранить и приумножить традиции. На сегодняшний день школа №111 – активный член Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ», мы стали площадкой профессорских классов Казанского государственного технологического университета, продолжаем работу в направлении инклюзивного образования. Мы не почиваем на лаврах, не останавливаемся на достигнутом, и стремимся ко всему новому, современному и прогрессивному.
- Слагаемые успеха директора школы
- Сплоченный коллектив, тыл – семья. Неравнодушие. Желание идти вперед. Ведь жизнь современного общества – в трудолюбивых руках педагога.
Учитель.. Слагаемые успеха этой профессии не только в золотых и серебряных медалях, в количестве успешно поступивших в вузы, хорошо проведенных открытых уроках. А в том, что педагоги «живут» своей профессией, по частичкам вкладывая в труд свою душу.