29 ноября 2014
Ролевая игра живого действия

Каждый день инновации всё больше и активнее проникают во все сферы деятельности людей. И образование здесь в первую очередь реагирует на вызов времени. КФУ принимает активное участие в процессе модернизации методик обучения в высшей школе, внедряя новые подходы и методы в образовательный процесс.

Одна из таких методик, применяемых в КФУ - это так называемая «ролевая игра живого действия». Она представляет собой моделирование жизненных ситуаций на основе игрового подхода.

Уже не один год такую уникальную практику использует с коллегами Лариса Астахова, заведующая кафедрой религиоведения Института социально-философских наук и массовых коммуникаций. Имея за плечами реальный опыт, команда ее единомышленников и энтузиастов своего дела может сегодня ответственно сказать, что разрабатывает и проводит уникальные игры в рамках игротехнического авторского направления: «Принцип игры - любое действие, которое совершает человек, и делает это от имени своего персонажа. Сама методика позволяет человеку максимально эффективно окунуться в ситуацию, в которой необходимо сформировать какую-то компетенцию, приобрести те навыки, на получение которых в реальной жизни уйдёт больше времени. В сжатые сроки человек сталкивается с ситуациями, с которыми в реальной жизни он может встречаться годами. Мы решили сделать это в формате еженедельных игр, куда будем приглашать наших учащихся. Мы будем обучать их основам толерантности, грамотных социальных отношений и т.д. Такие игры способны подготовить специалистов в сжатые сроки».

Модератор или игротехник, а в данном случае это был Антон Горин, кандидат наук и старший преподаватель кафедры религиоведения дал краткое описание игры. Игра разбита на циклы, которые начинаются с озвученной ситуации. Ставится игровая цель. Определяется круг обязанностей команд. Ведущие, а среди них была и ассистент кафедры религиоведения, кандидат наук Зоя Силаева привели перечень основных областей применения игры и указали свой сценарий. А в завершении состоялся разбор отработанного сценария, что собственно и определяет образовательную ценность игры. Задача ведущего состоит в том, чтобы выявить трудности участников и вывести их на более эффективные модели поведения, практики и т.д.

Безусловно, у такого практикума огромная коммуникативная задача. Также здесь игротехники отрабатывают тренинг командообразования. Следует отметить, что за счет расстановки акцентов в процессе игры и на ее разборе, а также за счет изменения правил можно получать достаточно широкий диапазон применений данной игры.

Проведенная сегодня игра не только имеет огромную социальную значимость, она элементарно интересная. По окончании свершившегося нестандартного действа эмоции у всех участников били через край.

Любовь Городилова, 2 курс

- Ролевая игра моделирует жизненную реальность, которая может случиться. Люди попадают в определённые ситуации, где каждый хочет добиться своих целей. Он будет поступать так, как он считает правильным. Также он может спокойно взаимодействовать с другими игроками. Очень интересно то, что каждый человек в разных ситуациях ведёт себя по-разному. Очень легко допустить ошибку, но притом ты не всегда сразу замечаешь эту ошибку. Игра помогает избавляться от стереотипов. В частности, такие игры могут помочь избавиться от пороков. Например, пресловутый стереотип общества – кого-то считать террористом, а кого-то не считать. Большинство считает террористами тех, кто ими не является. Собственно, моделирование реальных ситуаций и является главной идеей этих игр. И это актуально.
 Айза Башиева, 1 курс

- Я первый раз участвую, но, если честно, я не ожидала такого масштаба игровых актов. Мне очень понравилось. Ты понимаешь, в какую среду ты можешь попасть, ты учишься чему-то. Ты исправляешь свои ошибки. В итоге, ты проходишь через всё это и пытаешься узнать преимущественно больше.

Приняв участие в игре (автор публикации побывал официальным летописцем разыгранного сценария) и на собственном опыте ощутив все достоинства этой методики, можно с полной уверенностью сказать, что российское образование идёт в ногу со временем. Предлагаемая новая конфигурация работы позволяет формировать новое современное мировоззрение, утверждать уклад гармоничных адекватных взаимоотношений, улучшая трудовой и образовательный потенциал студенчества.