28 января 2009
Организация научно-исследовательской деятельности учащихся - на примере лицея им.Н.И.Лобачевского при КГУ

Научно-исследовательская деятельность учащихся является одним из ведущих компонентов образовательного процесса.

28 января на базе лицея им.Н.И.Лобачевского при КГУ состоялся образовательный семинар для руководителей, заместителей директоров по учебной работе и кураторов работы с одаренными детьми.Организатором мероприятия выступил Городской информационно-диагностический центр Управления образования г.Казани и Лицей им.Н.И.Лобачевского при КГУ.

 Среди гостей семинара присутствовали руководители учебных учреждений Ассоциации «Казанский университетский образовательный округ» и представители школ Приволжского, Авиастроительного, Советского и Кировского районов г.Казани.

Открыла мероприятие директор лицея Елена Скобельцына: «Научно-исследовательская деятельность сегодня – это потребность 21 века. Организация ежемесячных образовательных семинаров стала для лицея доброй традицией. Здесь мы делимся опытом, и готовы к активному диалогу. Сегодня мы развиваем новое направление – музейно-педагогическое».

 Продолжила выступление зав. инновационной лабораторией Городского информационно-диагностического центра Галина Тарасова, подчеркнув, что «Приобщение школьников старших классов к научным исследованиям становится особенно актуальным в рамках работы с одаренной молодежью». Презентация.

В лицее научно-исследовательская деятельность учащихся носит системный характер: от индивидуального исследования по теме, по предмету к групповому проекту с широким охватом многих областей знаний. Педагогический коллектив стремится к тому, чтобы научно-исследовательская деятельность была продолжением и углублением лицеистской учебной программы. Ребята работают под руководством опытных педагогов, научных сотрудников Казанского университета. К экспертизе работ привлекаются ученые.

 Результаты выполнения проектов остаются в лицее в виде лабораторных работ, демонстрационных и информационных стендов, методических разработок, программных продуктов.

Вниманию гостей семинара были представлены презентации учителя истории, победителя конкурса ПНПО Алевтины Егоровой. «Приобщение к научно-исследовательской работе начинается с мотивации. Именно на этой стадии участник будущей работы должен увидеть конкретные выводы. Тема должна быть актуальной, инновационной и практически значимой. А участие в научных конференциях городского и республиканского уровней, днях науки дает школьнику реализовать свое право на получение качественного образования», - обозначила Алевтина Николаевна. Презентация.

«Под руководством учителя (научного руководителя) происходит чудо – самосовершенствование, самопознание и самовоспитание учащегося. Создавая условия для научно-исследовательской деятельности школьника, мы тем самым реализуем право каждого учащегося на качественное образование, стараемся реализовать их жизненные цели», - считает самый молодой учитель лицея, лучший студент 2008 года юридического факультета КГУ Максим Воронин. Гости мероприятия познакомились с его видением научно-исследовательской деятельности в области права, результатами ролевой игры – организацией модельного судебного процесса. Презентация. 

 Далее ученик 10 класса Марат Рахматуллин представил доклад, посвященный герменевтике (проблеме понимания юридических текстов.

В заключение мероприятия участники семинара были единодушны во мнении: «Мы приходим не созерцать, мы приходим учиться. Семинары такого уровня нужны рядовым школам и школам «спальных» районов. Обмен опытом на таком высоком уровне говорит о высоком профессионализме».

 

 

Источник информации: Светлана Сагитова, фото Галины Боглаевской