Формирование гражданственности – одно из условий развития личности
Термин «гражданское воспитание» понятие не новое и подразумевает воспитание гражданина. Но только какого? Этот вопрос весьма актуален для многих педагогов, и родителей. Многие учителя задаются вопросом, как это сделать в условиях современного общества, когда такие понятие как «патриотизм», «общественный интерес», «гражданственность» приобрели негативный оттенок в общественном мнении, когда утеряна позитивная идеология и четко сформулированная национальная идея.
Cегодня образовательное сообщество вместе с общественностью ищут новые формы и методы эффективного гражданского воспитания молодежи. Мы остро нуждаемся в гражданах, осознающих свою ответственность за судьбу страны.
20 апреля 2009 года на базе лицея №5 состоялся городской образовательный семинар для кураторов экспериментальных площадок общеобразовательных учреждений г. Казани «Инновационныйопыт лицея №5 по реализации программы гражданского образования: концепция, технологии и ценностные основы».
С приветственным словом выступила зам. директора по учебно-воспитательной работе лицея Татьяна Коровина – «Я рада приветствовать участников семинара в старейшем учебном заведении г. Казани. Наш коллектив небольшой – всего 48 педагогов, но мы справляемся с решением поставленных задач и рады поделиться своим опытом».
«Поэтом можешь ты не быть, но гражданином быть обязан», - так знаменитыми некрасовскими строчками отметила важность встречи методист ГИДЦ Ирада Галеева.
«Нужно ли сегодня быть патриотом? На рубеже 80-90 гг. мы потеряли такие общественные организации как пионерская организация, комсомол, сегодня мировую общественность волнуют разные этнические конфликты – Грузия, Украина, Молдова. Мерило таких этических норм как стыд, совесть не являются приоритетом. Мы пытаемся найти себя в школах с этнокультурным компонентом, национальных учебных учреждениях. Среди основных направлений деятельности следует назвать следующие: овладение системой общечеловеческих ценностей на уроках и внеурочной работе, развитие национального самосознания на базе культуры своего народа, воспитание детей в духе мира, толерантности, приоритета прав человека и демократии», - отметила Ирада Шамильевна. Презентация.
Далее участникам семинара был представлен опыт работы лицея №5. Презентация. Гости познакомились со 135-летней историей учебного учреждения, увидели выступления творческих коллективов лицея.
«Мы стараемся не отделять учебный процесс от воспитательной траектории. Активно сотрудничаем с общественными организациями, такими, как национально-культурное общество «Белый орел», «Фондом защиты природы», с центрами «Априори», миротворческих и правозащитных действий, правозащитным центром Казани, польской организацией «Союз татар Польши». Лицеисты укрепляют международные связи с Польшей, США, Великобританией. Ребята с удовольствием работают волонтерами. Но мы видим свои недочеты и знаем, над чем еще надо работать», - сообщила зам. директора по учебной работе Ольга Рисположенская.
«Любовь к отечеству начинается с малого. С любви к родителям, своему дому, к школе. Мы бережно относимся к традициям. Каждый год, 4 февраля мы чествуем своих выпускников. До сих пор навещают ученики, закончившие школу в далеком 41 году», - продолжила семинар «последняя пионервожатая» лицея, зам. директора по воспитательной работе Гузель Рахматуллина.
Далее внимание участников семинара захватила координатор программы «Международное гуманитарное право» Ирина Хаирова. Она акцентировала внимание слушателей на интеграции предметов гуманитарного цикла и вопросов международного гуманитарного права, рассказав об опыте гимназии №8, представив презентацию урока географии и литературы. «Мне хотелось показать возможные варианты реализации программ международного права», - отметила Ирина Валентиновна.
Нельзя принудительно привить любовь к своему Отечеству, нужно помочь детям и подросткам осмыслить историю родной страны, научить искренне переживать за судьбу отечества, вызывать у молодого человека в душе те качества, которые и определяют его как личность, как гражданина.
Сегодня реализация программы гражданского образования становится неотъемлимой частью учебного процесса. И трансляция передового опыта инновационных учебных учреждений поможет гарантировать качество воспитательного процесса по гражданскому образованию подрастающего поколения.