Давно в прошлое ушли доска и мел – главные средства обучения в школе. Новый этап развития компьютерной техники и её применение в учебном процессе характеризуется широчайшим использованием современных компьютерных технологий, Появилось множество программных продуктов на лазерных дисках, созданных на базе мультимедийных, офисных и интернет-технологий.
Также широко используются технологии создания графических изображений, анимация и системы программирования. Заинтересовать, создать комфортную обстановку на уроке, похвалить за малейшие успехи, дать ощущение легкости в освоении материала, сделать минимальной ступеньку перехода от незнания к знанию – главная цель педагога
Что же можно реализовать на компьютере в большей степени, чем в книге?
13 октября в лицее им. Н.И.Лобачевского при КГУ состоялся установочный семинар для участников (9 классы) экспериментальной площадки «Использование цифровых образовательных ресурсов на уроках и во внеклассной работе по физике». Мероприятие проводили доктор физико-математических наук, профессор Казанского государственного университета Александр Фишман, заместитель директора Раиса Даминова, преподаватель физики Ольга Храмова, магистрант Константин Скобельцын, аспирант Ирина Малмыгина.
«Новое уверенно входит в нашу жизнь, не замечать, не осознавать этого мы не можем, а значит, нам нужно учиться использовать те многочисленные возможности, которые нам предоставляет расширившееся до неимоверных размеров информационное пространство. Физика – наука экспериментальная, ее преподают, сопровождая демонстрационным экспериментом. Использование мультимедийного продукта, дает возможность каждому учащемуся проводить свой компьютерный эксперимент в режиме реального времени. Особенно это ценно для школ, которые не имеют своей физической лаборатории», - отметил Александр Израилевич, открывая семинар.
Мультимедийные продукты сегодня частично берут на себя функции учебников и учебных пособий, где педагог выступает в роли консультанта по возникающим вопросам, а ученику гораздо интереснее воспринимать информацию в такой форме, нежели при помощи устаревших схем и таблиц.
При использовании компьютера на уроке информация представляется не статичной неозвученной картинкой, а динамичными видео- и звукорядом, что значительно повышает эффективность усвоения материала. Компьютерные модели позволяют получить в динамике наглядные запоминающиеся иллюстрации физических экспериментов и явлений, воспроизвести их тонкие детали, которые могут ускользать при наблюдении реальных экспериментов.
Интерактивные же элементы обучающих программ позволяют перейти от пассивного усвоения к активному, и школьники получают возможность самостоятельно моделировать явления и процессы, воспринимать информацию не линейно, с возвратом, при необходимости, к какому-либо фрагменту, с повторением виртуального эксперимента с теми же или другими начальными параметрами.
Школьные классы так и остались школьными. Но применение новых информационных технологий и ресурсов позволяют кардинально изменить процесс обучения, сделать его более продуктивным, интересным и ярким, а значит, значительно повысить уровень понимания и усвоения не только изучаемого материала, но и эффективность обучения в целом, пробудят интерес к исследовательской работе, помогут глубже понять красоту и гармонию природы.