16 апреля 2010
Поезд финансовой грамотности в лицее №5

Что такое финансы, их смысл, сущность и признаки? Как воспитать финансово успешной современную молодежь? Как поставить начальные финансовые цели, по каким принципам формировать свой личный финансовый портфель? Как научить детей не зависеть от денег в будущем?

Повышение финансовой грамотности учащихся сегодня отвечает современным запросам общества. Вчерашним школьникам, вступающим во взрослую жизнь, нужны прикладные навыки, которые позволят эффективно и в полной мере использовать возможности финансовых учреждений для образования, личной карьеры.

16 апреля в лицее №5 состоялся образовательный семинар, посвященный формированию финансового мышления и основам финансовой грамотности.

Главными идеологами этого мероприятия выступили Федеральная служба по финансовым рынкам России совместно с ее региональными представителями при поддержке Общественной молодежной палаты РТ.

 Главными идеологами этого мероприятия выступили Федеральная служба по финансовым рынкам России совместно с ее региональными представителями при поддержке Общественной молодежной палаты РТ.

 Масштаб проекта определяется не только числом городов (8 крупнейших городов России), количеством мероприятий, но и тем фактом, что он опирается на широкую инициативу самих участников финансового рынка - бирж, брокерскихкомпаний, пенсионных фондов, банков и поддерживается ведущими научными и образовательными центрами страны.

Всероссийский проект «Поезд финансовой грамотности» носит дискуссионно-образовательный характер и включает в себя два направления:

– проведение деловых игр «Азбука рынка», направленных на профориентацию молодежи, социальную адаптацию. Данные мероприятия, по замыслу организаторов Поезда, должны способствовать созданию условий для развития финансовой грамотности молодежи в условиях современной России, передаче опыта положительного взаимодействия с различными финансовыми структурами, ориентации молодежи на достижение успеха;

– проведение просветительских семинаров «Личное финансовое планирование». Семинары предоставляют возможность составить личный финансовый план и получить рекомендации по управлению личными финансами от специалистов – независимых финансовых советнико.

«Сейчас в стране проводится много мероприятий в сфере финансового просвещения. Но реализация проекта «Поезд финансовой грамотности», как мы рассчитываем, заложит основу для более системного и широкого подхода к вопросам повышения финансовой грамотности населения, в том числе и школьников. Мы хотели продемонстрировать диапазон форм и методик, которые разработаны нашими специалистами, и пригласить к дискуссии, - прокомментировал свою миссию заместитель начальника управления информации и мониторинга финансового рынка ФСФР Вячеслав Крылов.

Проект очень интересный и насыщенный: игровое занятие для младших школьников, экономическая викторина, круглый стол «Разработка и реализация программ развития финансовой грамотности для учеников младшей школы», деловая игра «Азбука рынка» для средней школы. Мастер-класс для преподавателей экономики и элективных курсов «Формы и методы организации учебных занятий по финансовой грамотности в рамках средней школы», интерактивный урок по основам коллективных инвестиций для старшеклассников. «Личный финансовый план», а также семинар-презентация «Управление бюджетом». 

С основными вопросами финансовой грамотности познакомила руководитель детского Биржевого центра «Наследник»Елена Таборская: «К сожалению, сегодня нет понятия финансовой культуры. В основном, все знают только один финансовый инструмент – сберегательную книжку. А бюджет, доход, расход, сбережения, доход, инвестиции – о таких понятиях знания весьма приблизительны у многих». Елена Евгеньевна представила аудитории многообразие форм финансовой грамотности: «Это прежде всего, лекции и семинарские занятия, конкурсы, олимпиады и деловые игры. Большую популярность сейчас завоевывают финансовые и бизнес-лагеря для школьников в каникулярное время, бизнес-марафоны и бизнес-недели, а также ознакомительная практика в бизнес-структурах, где ребята могут увидеть деятельность организации изнутри». Презентация.  Презентация 2.  Презентация 3.

 Большую заинтересованность вызвала дискуссия педагогов о том, кто должен вести финансовый всеобуч. «Однозначного ответа здесь нет. Педагоги лучше коммуницируют с детьми. А финансовые работники, безусловно, обладают более обширными знаниями в этой области. Тут важно найти золотую середину», - подчеркнули эксперты.

 Далее директор московской прогимназии №1768 Татьяна Воробьева провела занятие для младших школьников «Деньги дикие и домашние». В игровой форме малыши знакомились с финансовой азбукой, учились анализировать и решать экономические задачи. «Это просто удивительно! Как быстро наши малыши схватывают суть и тут же проецируют сказку «Золотой ключик» в формат житейской экономики», - отмечает зам. директора по воспитательной работе лицея №5 Светлана Переломова.

В это же время проходила деловая игра для 10-11классников. «Инфляция, ипотека, уровень жизни, какой банк выбрать, ПИФы, акции, алгоритм работы фондового рынка, риски - разобраться в рынке финансов помогала координатор проектов «Национальной лиги независимых финансовых советников» Наталья Смирнова. «Основная цель этой игры – овладение навыками финансового планирования, формами совершенствования финансовых операций по сбережению, страхованию и приумножению капитала. Составление личного финансового плана дает возможность быть уверенным в завтрашнем дне», - утверждает Наталья Юрьевна. Презентация.  Лист планирования1. Лист планирования 2.

«Такая интересная форма знакомства с азами экономики и финансирования! Мы получили огромное удовольствие от занятий, смогли поучаствовать в конкурсе, результатом которого стали ценные призы. Цифровой фотоаппарат за правильный ответ на занятии – это что-то!», - ребята оживленно обсуждали свое участие в деловой игре. А гости мероприятия были единодушны во мнении, что такие акции очень позитивны: «Организация «поезда финансовых знаний» - дело очень нужное. Такие мероприятия должны быть системными».

«Хотелось бы выразить огромную благодарность принимающей стороне – директору лицея Гельнар Фахреевне Волковой за приветливый и радушный прием. Мы постарались выделить наиболее важные ключи в понимании финансового мышления и готовы к системной, длительной и ориентированной на конкретные результаты работе в плане финансового образования. Также надеемся, что наше знакомство превратится в деловое сотрудничество и партнерство», - подытожил Вячеслав Владимирович.

«Зачастую в официальных программах образовательных учреждений игнорируются основы финансового образования. А жаль. Наши выпускники должны быть подготовлены к принятию финансовых решений. Очень приятно осознавать, что именно наш лицей №5 стал площадкой для реализации этого масштабного проекта. Мне бы хотелось надеяться, что финансовое воспитание молодежи станет в перспективе стандартом воспитания», - в заключение встречи отметила Гельнар Волкова.



Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ, фото Алии Галимуллиной