Одаренность по-прежнему остается загадкой для большинства учителей, многих родителей и самого ребенка. В настоящее время предметом острых дискуссий все чаще становятся реальные, «живые» проявления одаренности, способы их выявления, развития и социальной реализации.
2 ноября в Институте Филологии и искусств Казанского федерального университета состоялся региональный научно-практический семинар «Развитие художественно-творческой одаренности детей и подростков: российский и зарубежный опыт».
В мероприятии приняли участие педагоги и творческие коллективы Казани, Буинска, Кукмора, Набережных Челнов, Рыбной Слободы, Нижнекамска.
Приветственной речью открыл мероприятие заместитель директора по воспитательной и социальной работе Рустем Камалов. «Сегодня часто можно услышать мнение, что духовная составляющая сменилась материальной. Но я уверен, что у человека нет большего капитала, чем талант, который помогает развивать учителя, педагога, наставника. Деятельность семинара предполагает возможность не только познакомиться с опытом работы, но увидеть мастер-классы творческой элиты Республики Татарстан».
С опытом работы Городского Методического Центра познакомила методист Галина Тарасова. «Система развития творческих способностей детей - это не только создание банка одаренных, мы проводим разнообразные тренинги с учащимися и родителями, разрабатываем целевые программы по работе с одаренными. Конкурсное движение представлено самым широким образом – «Ученик года», «Фестиваль знатоков иностранных языков», «Юный компьютерщик», литературная игра «Виктория», «Я – психолог», «Я люблю английский» и др. В настоящее время по проблемам одаренных работают 16 ресурсных центров, участвуют 69 педагогов. Хочется отметить тесное взаимодействие с Казанским федеральным университетом. Сейчас мы совместно с КФУ реализуем пилотный проект «Предпрофильная подготовка учащихся 9-х классов», - подчеркнула Галина Викторовна.
Далее она продемонстрировала аудитории методические пособия, подготовленные Городским Методическим Центром.
Тему транскультурной миссии художественного образования затронула сотрудник Института развития образованияСветлана Теряева, озвучив презентацию доктора психологических наук Ирины Сибгатуллиной. В докладе был сделан акцент на воспитательную и психотерапевтическую миссию художественного образования. «Психическое развитие людей с высокими художественными способностями, креативностью - неравномерно, поэтому диссинхрония и деперсонализация выступает как проблема одаренных», - отметила Светлана Александровна.
Большой интерес вызвал доклад доцента Московского социально-гуманитарного института Людмилы Блиновой «Мне бы хотелось заострить внимание на проблемах одаренных. Например, неприязнь к школе. Такое часто появляется от того, что учебная программа скучна и однообразна. Если говорить об игровых интересах, то одаренным детям нравятся сложные игры, и неинтересны те, которыми увлекаются обычные сверстники. А когда становится неинтересно – такие они часто уходят в себя. Случается так, что одаренные отвергают стандарты, любят общаться с ребятами старшего возраста. Для одаренных характерна внутренняя потребность совершенства. Отсюда ощущение неудовлетворенности, собственной неадекватности и низкая самооценка. Нередко случается так, что одаренные дети в силу стремления к познанию монополизируют внимание учителей, родителей и других взрослых. Это вызывает трения в отношениях с другими сверстниками. Нередко они нетерпимо относятся к тем, кто стоит ниже их в интеллектуальном развитии, могут отталкивать окружающих замечаниями, выражающими презрение или нетерпение».
Людмила Блинова представила оптимальную на ее взгляд стратегию образовательного процесса с одаренными детьми, включающую несколько направлений. «Это – ознакомление с мировым искусством, расширение кругозора и развитие инструментально-технических навыков», - заключила докладчик. Презентация.
Далее семинар продолжил свою работу в формате 7 секционных заседаний, где был обсужден широкий круг вопросов. Также слушатели познакомились с выставкой творческих работ, насладились замечательной игрой театральной студии «Шкив», подарившей сценку о жизни Г.Тукая, порадовались хореографическим и музыкальным талантами ребят из школы-студии при ансамбле танца «Казань» и танцевального ансамбля «Ляйсан».
При подведении итогов семинара участники были единодушны во мнении: забота об одаренной и способной молодежи СЕГОДНЯ – это забота о развитии науки, культуры и социальной жизни ЗАВТРА.