13 ноября 2007
Интернет-тестирование в условиях введения ЕГЭ: опыт и перспективы

13 ноября 2007г.  в зале заседаний ректората КГУ состоялось его первое заседание по теме: "Интернет-тестирование в условиях введения ЕГЭ: опыт и перспективы"

В совещании приняли участие свыше 30 специалистов, среди них ответственные работники Министерства образования и науки РТ, Управления образования города Казани, представители РОНО города, а также директора ведущих школ, лицеев и гимназий - членов КУОО.

 Тема, предполагаемая для разговора, выбрана не случайно. Действительно, введение в нашу реальную действительность ЕГЕ и ЕРЭ, продемонстрировало потребность в корректировке методики обучения, подготовке тестовых форм и контроле качества обучения. Нам необходимо определить и предпринять такие действия, которые бы эффективно повлияли на повышения качества образования школьников, как необходимого фундамента вузовского профессионального образования, что становится сегодня актуальным в условиях перехода на двухуровневую систему образования в вузах.

С начала 2007 года Учебно-методическим центром КГУ совместно с ЦИТ КГУ и МОиН РТ, в рамках эксперимента, был реализован масштабный инновационный проект по использованию интернета для автоматизированной системы оценки качества образования в школах в республике Татарстан. Был проведен срез знаний через интернет, в котором участвовало почти 135 тысяч учащихся 9-11 классов, с участием 650 школ республики. Одновременно к ресурсному центру КГУ в период интернет-тестирования по отдельным предметам в режиме реального времени подключилось практически до 3600 школьных компьютеров 43 районов и 13 городов республики. До 16 тысяч школьников в течение одного дня проходили тестирование по тому или иному предмету, при этом результат ответа представлялся ученику сразу по окончании сеанса на экране монитора, а администрация и учителя школы по завершении интернет-тестирования получали сводный отчет и анализ отдельно по классам и школе в целом.

Если в первом тестировании в январе 2007года участвовало 298 школ, а в ноябре уже 649, то есть в течение года во многих школах были подключены компьютеры к Интернету, налицо конструктивное использование интернет-классов, которые ранее предназначались только для занятий по информатике. В результате можно отметить, что одновременное подключение более 3600 компьютеров является само по себе абсолютным достижением в смысле формирования локального интернет-пространства с в выходом на ресурсную базу КГУ. Всего было проведено 5 массовых интернет-тестов школ республики по базовым гуманитарным предметам. Уникальность проекта по организации контроля качеством образования с использованием интернета заключается и в том, что впервые давалась возможность проходить тестирование по выбору - на русском или татарском языках. Таким образом, решалась и задача расширения использования татарского языка в образовательном пространстве нашей республики.

 По мнению одного из руководителей совместного проекта доцента КГУ Сергея Ивановича Ионенко, данная форма массового интернет-тестирования является, безусловно, очень перспективной, мобильной, многообещающей в системе повышения качества образования и эффективного контроля за уровнем преподавания, которое в перспективе можно сделать автоматизированным, ведь возможности интернета неисчерпаемы, и первый опыт масштабного тестирования только подтверждает это. Кроме того, Интернет-тестирование очень хорошо интегрируется в системе подготовки к ЕГЭ.

В ходе заседания было предложено сформировать методический совет при круглом столе, который будет заниматься совершенствованием данной системы в рамках КУОО. "Мы открыты для совместного диалога и рады вместе готовить специалистов",- подчеркнул Владимир Бухмин, проректор по учебной работе КГУ. Отвечая на вопросы, он заметил, что Интернет-тестирование может стать хорошим подспорьем в системе образования, поскольку принципы обучения в определенной мере будут меняться с введением балльно - рейтинговой системы в вузах.

Начальник управления качеством общего образования Министерства образования и науки РТ Тамара Федорова отметила, что назрела необходимость размещения информации о дистанционном образовании на портале министерства образования, где также была бы demo-версия Интернет-тестирования. Ныне Заместитель министра образования и науки РТ, Андрей Поминов, в продолжение темы, предложил ввести в школах должность системного администратора или заместителя директора по информатизации.

Подводя итог заседания, Ирина Терентьева, координирующая работу круглого стола, отметила, что первый постоянно - действующий круглый стол, обозначил не только проблемы, существующие в сфере образования, но и представил ряд своевременных решений, способных повлиять на общую ситуацию. "Здесь профессиональный обмен мнениями рождает профессиональные консультации", - заключила Ирина Васильевна.

Используя рекомендации и пожелания участников постоянно-действующего консультативного круглого стола "Школа - ВУЗ: возможности сотрудничества", первое заседание которого состоялось 12 ноября 2007 года в КГУ, была выставлена демо-версия по прошедшему интернет-тестированию. Она выставлена  на сайте УМЦ КГУ.

Продуманные совместные действия Учебно-методического центра тестирования и подготовки к ЕГЭ, Казанского университетского образовательного округа, Министерства Образования и науки РТ, ЦИТ КГУ, в конечном счете, позволят эффективно повлиять на повышение качества образования школьников, как необходимого фундамента вузовского профессионального образования, что становится сегодня наиболее актуальным при введении двухуровневой системы образования в вузах.

Презентация.



Источник информации: Светлана Сагитова, фото Наили Бадыкшановой.