12 декабря 2007
Новые коммуникативные технологии в школьной среде

12 декабря 2007г в лицее им.Н.И.Лобачевского прошло второе заседание круглого стола на тему "Новые коммуникативные технологии в школьной среде". 

Лицей им.Н.И.Лобачевского - это ведущее среднее учебное заведение республики и ее столицы. В 2006 году, благодаря выигранному гранту, у лицея появилась своя типография, налажено издательское дело. Получая среднее образование, ученики могут осваивать навыки профессий наборщика, верстальщика, фоторепортера, изучить типографское и издательское дело, приобретать журналистские навыки. Сегодня они выпускают свою газету "ЛиГа".

Газета для лицея - это средство свободного информационного обмена для учителей, родителей, выпускников, это диалог сверстников и взрослых, это трансляция чувств, мыслей, философских размышлений нашего современника, это способ активной собственной социализации ученика. Газета помогает подрастающему поколению учиться работать в команде, с большой ответственностью относиться к порученному делу, распределять свое время и ценить его.

Газета для лицея - это средство свободного информационного обмена для учителей, родителей, выпускников, это диалог сверстников и взрослых, это трансляция чувств, мыслей, философских размышлений нашего современника, это способ активной собственной социализации ученика. Газета помогает подрастающему поколению учиться работать в команде, с большой ответственностью относиться к порученному делу, распределять свое время и ценить его.

Обобщая опыт лицея, многие участники круглого стола утверждали, что он наиболее адаптирован к новым условиям, смело использует все передовое и новое в деле повышения качества образования школьников.

Позитивным и увлекательным моментом в рамках круглого стола было участие всех приглашенных в опросе, который касался приоритетного национального проекта "Образование", результатом которого стали интересные выводы. Большинство руководителей школ отметили, что реализация национального проекта благоприятно отразилась на сфере образования, но все же больше на учениках, чем на учителях. При ответе на вопрос, улучшилось ли настроение общественности в связи с реализацией, зал разделился наполовину.

 Присутствовавший на мероприятии зам. министра образования и науки РТ Андрей Поминов представил аналитический обзор и статистические материалы реализации Приоритетного национального проекта "Образование" в Республике Татарстан. "Большую роль в реализации проекта играет финансовая поддержка государства. Запланированный на 2007 год объем финансирования ПНПО из средств федерального, республиканского и муниципальных бюджетов по сравнению с 2006 годом возрос на 372,395 млн. рублей. Муниципальными образованиями в 2007 году привлечены внебюджетные средства в размере 14,976 млн. рублей. Кроме того, обозначились следующие направления системных изменений: выявлены и поддержаны лидеры образования - лучшие школы и учителя, талантливая молодежь. Более 150 человек стали лауреатами грантов и стипендии различного уровня. Новая система оплаты труда классных руководителей стимулирует развитие подушевого финансирования в образовании. Среди учителей возросло количество претендентов на премию Президента РФ за педагогическое мастерство и значительный вклад в образование (в 2006 году - 937; в 2007 году - 955). Каждый учитель (по 289 ежегодно) получил по 100 тыс. рублей из федерального бюджета

Интернетизация образования, поставляемое учебное и учебно-наглядное оборудование, закупка школьных автобусов позволят создать условия для равного доступа детей к образовательным услугам, в том числе проживающих в сельской местности. Стимулирование инновационных программ общего образования создает возможность для здоровой конкуренции (в 2006 г. в конкурсе лучших школ участвовало 146 школ, в 2007 году - уже 171 школа). Каждая школа-победитель (по 87 ежегодно) получила по 1 млн. рублей из федерального бюджета. Средства, полученные школами, расходуются на приобретение лабораторного оборудования, приобретение программного и методического обеспечения, повышение квалификации и переподготовки педагогических работников. Таким образом, государственная поддержка учреждений начального и среднего профессионального образования способствует модернизации материально-технической базы учреждений, внедрению новых программ и технологий, повышению качества профессионального образования, его взаимозависимости с экономикой республики, повышению роли государственно-частного партнерства в подготовке рабочих кадров",- отметил Андрей Иванович.

 Для участников круглого стола был представлен опыт поддержки одаренных детей за рубежом. Фаина Ратнер, директор Института языка КГУ познакомила педагогов со специальными программами, разработанными в Европе и Японии, которые позволяют выявить у детей способности в четыре, и даже в два года. Методические пособия разработаны не только для одаренных детей, но и для обучающего персонала. "Российская школа, к сожалению, ориентирована на обучение среднего ученика, а талантливый, способный школьник чувствует себя в ней неуютно. Современное образование должно обратить пристальное внимание на актуальность этой проблемы",- пожелала она. Презентация.

Большой интерес у аудитории вызвала презентация руководителя отдела дополнительного образования КГУ Тамары Мизгиревой о введении новых учебных образовательных и просветительских программ для учителей, учащихся старших классов. Была предложена на рассмотрение руководителям школ программа курсов по преподаванию мировой художественной культуры. "Давая знания ученикам, учитель должен постоянно совершенствоваться, а процесс образования - поступательный и непрерывный. Мы хотим помочь сделать его более мобильным, совершенным и динамичным", - сказала Тамара Ивановна.

Этому предшествовала большая аналитическая работа, проводимая отделом по связям с общественностью КГУ, в ходе которой определились потребности в создании различных учебных программ, как для педагогического коллектива школ, так и для учащихся, организации лектория для родителей. Самые востребованные из них: курсы компьютерной грамотности для учителей, образовательные программы "История религий", школа риторики для школьников старших классов, лекции профессиональных психологов по воспитанию детей - подростков и многие другие. Презентация.

Источник информации: Светлана Сагитова., фото Наили Бадыкшановой.