06 февраля 2008
"Проблемы социализации одаренных школьников в условиях столичного образовательного пространства"

6 февраля 2008 года в музее истории Казанского университета состоялось очередное заседание постоянно-действующего консультативного круглого стола "Школа-вуз: возможности сотрудничества". Его актуальная тема - "Проблемы социализации одаренных школьников в условиях столичного образовательного пространства". На мероприятие были приглашены эксперты в области психологии, социологии, педагогики. 

У нас, к сожалению, нет подготовленных кадров для работы с одаренными детьми, мало фондов для материального поощрения, работодатели не связаны с учебными заведениями. Анализируя накопленный материал, практика показывает, что одаренными детьми надо заниматься в раннем возрасте, начиная с детского сада, и по завершению высшей школы в системе непрерывного образования. Таланты надо беречь, лелеять, вот основной лозунг современности", - заключила она. 

Директор Института языка, профессор КГУ Фаина Лазаревна Ратнер посвятила свое выступление личностной одаренности молодежи:

"Одна из самых актуальных в современной системе образования проблем - это проблема одаренных. Все внимание сегодня отдается среднему ученику, которого в природе вообще не существует. Для учителя одаренный ученик неудобен, от него стараются избавиться, поэтому он очень уязвим в социально-психологическом плане. Троечник всегда лучше адаптирован среди школьников. А между тем, мозг - эта та же мышца, которая должна работать. Постоянные нагрузки позволяют интеллекту развиваться, чтобы он не оставался на одном уровне. За рубежом одаренным уделяется большое внимание, созданы различные ассоциации, центры, комиссии, где хорошо отлажена работа с родителями.

На мой взгляд, должны быть разработаны комплексные меры: 
- по выявлению одаренных детей: 
- по отбору; 
- по развитию их способностей; 
- по материальному и моральному поощрению.

Особо остро стоит дилемма: 
- кто должен детей с большими способностями учить; 
- какими качествами должен обладать учитель.

У нас, к сожалению, нет подготовленных кадров для работы с одаренными детьми, мало фондов для материального поощрения, работодатели не связаны с учебными заведениями. Анализируя накопленный материал, практика показывает, что одаренными детьми надо заниматься в раннем возрасте, начиная с детского сада, и по завершению высшей школы в системе непрерывного образования. Таланты надо беречь, лелеять, вот основной лозунг современности", - заключила она. Презентация. 

Большое внимание необходимо уделять системе дополнительного образования. Образовательная среда для одаренных адекватна только в одном случае, если она обеспечивает возможности для удовлетворения и развития своих потребностей, для органичной трансформации их в творчество, - как духовной потребности одаренных. Результаты многолетней работы дают возможность описать требования развивающего образования к системе поддержки одаренной молодежи, сохранению его личностных, духовных ресурсов. Конкретно это выражается в подробных рекомендациях по психологической экспертизе образовательных программ и мероприятий для одаренных школьников и студентов, в проекте Международного Центра каникул для одаренных детей, описании психотерапевтического подхода в работе с психосоматическими нарушениями интеллектуально одаренных, - отметила она.

Продолжением темы стал доклад доктора психологических наук, заведующей кафедрой психологии Института развития образования РТ Ирины Сибгатуллиной, посвященный проблемам психологии одаренных ребят. По словам Ирины Фагимовны,

"Сегодня на систему образования ложится особая ответственность в отношении поддержки одаренной молодежи, осознание важности не только максимального раскрытия возможностей одаренных, но и жизнесберегающего использования их интеллекта и способностей без ущерба развития их психологического здоровья. Интеллектуальные способности людей являются резервом человеческой цивилизации, и изучение одаренных требует интеграции специалистов различных направлений и профессиональных уровней. Таким образом, необходимость создания сети центров для одаренных детей очевидна.

Большое внимание необходимо уделять системе дополнительного образования. Образовательная среда для одаренных адекватна только в одном случае, если она обеспечивает возможности для удовлетворения и развития своих потребностей, для органичной трансформации их в творчество, - как духовной потребности одаренных. Результаты многолетней работы дают возможность описать требования развивающего образования к системе поддержки одаренной молодежи, сохранению его личностных, духовных ресурсов. Конкретно это выражается в подробных рекомендациях по психологической экспертизе образовательных программ и мероприятий для одаренных школьников и студентов, в проекте Международного Центра каникул для одаренных детей, описании психотерапевтического подхода в работе с психосоматическими нарушениями интеллектуально одаренных, - отметила она.

Выступление декана физического факультета Альберта Аганова, как руководителя подразделения по работе с одаренной молодежью, очень заинтересовала участников круглого стола.

"Проблемы реализации интеллектуального потенциала сельских школьников - вот что меня волнует в настоящее время. У школьников и студентов огромного мегаполиса, каким является Казань, нет проблем с информацией. Сейчас почти каждый учащийся имеет возможности использования интернета, а школьник периферии значительно отстает от своего сверстника по уровню подготовки. Надо интенсивнее оснащать районные школы современными компьютерами. Кроме того, есть упущение и в воспитании общечеловеческих качеств", - подчеркнул Альберт Вартанович.

О роли учителя в социализации неординарных детей рассказала заведующая лабораторией по школам нового типа ГИДЦ Галина Тарасова. Она сослалась на результаты опроса педагогов, в котором была отмечена нехватка методических пособий для работы с такими детьми. Опытом работы с одаренными детьми поделилась директор лицея им.Н.И.Лобачевского при КГУ Елена Скобельцына:

"Одаренность - это комплексное понятие, включающее в себя когнитивные, некогнитивные и социальные факторы. Накопленный опыт педагогов лицея свидетельствует, что интеграция формального и неформального, основного и дополнительного образования - это наиболее оптимальный путь к решению проблем социализации одаренных. Ядром интеграции в формате образовательного пространства "Лицей - КГУ" является исследовательская активность, обеспечивающая самостоятельную деятельность школьников. Под исследовательской активностью подразумевается способность к осознанному выбору будущей профессии, освоение методов исследования в процессе "живого дела", изучение наук под руководством профессоров КГУ, участие в ежегодных семинарах "Научные школы КГУ", овладение новыми видами деятельности (типографское дело, журналистика). Исследователь должен обладать способностями к анализу, прогнозированию, умение ее логично представить, креативностью - умением думать и создавать креативный продукт, интуицией. Мы стараемся расширить само понятие "образование" путем снятия его отождествления с формальным школьным обучением. Для бесед с учениками приглашаются ведущие ученые республики, деятели искусства, поскольку, "подражая" известным людям города, ученики получают импульс для своего личностного роста", - сообщила Елена Германовна. Дополнением к докладу Скобельцыной стала презентация ведущего преподавателя физики в лицее им.Н.И.Лобачевского Алексея Сомова, в которой изложена специфика процесса социализацииодаренных детей в интегрированном образовательном пространстве "Лицей им.Н.И.Лобачевского - КГУ". Презентация.

"Развитие способностей одаренных неразрывно связано с воспитанием в них общечеловеческих ценностей, моральных и нравственных устоев. Поддерживая и развивая таланты, важно привить им и этические нормы поведения в обществе, принципы порядочности, чести, милосердия, то есть тот социальный капитал, который определяет современного человека не только как высокоинтеллектуального и талантливого, но и высокодуховного. Ориентиром нравственного воспитания должны выступать высокая гражданственность, патриотизм, великодушие, трудолюбие", продолжила выступление директор физико-математического лицея N131 Альфия Хабибуллина.

А сообщение начальника управления по учебно-воспитательной работе татарского государственного гуманитарно-педагогического университета Алсу Шарафеевой было посвящено развитию одаренности личности старшеклассника средствами реализации совместных конкурсных проектов в системе "педвуз - базовая школа".

"Задачи, поставленные перед современной общеобразовательной школой на данном этапе, направленные на повышение качества подготовки контингента учащихся, вряд ли выполнимы, если не будут подкреплены улучшением ситуации в обновлении кадрового педагогического потенциала притоком молодых специалистов. Профессия педагога многогранна, социально ответственна и креативна, что говорит о высоких требованиях к личности молодого человека, избирающего данную сферу деятельности. Как показал опыт педагогического университета, очень важны конкурсные проекты, обретающие форму достаточно продолжительного поэтапного сотрудничества учителей, школьников, преподавателей вуза, студенческого актива, например межшкольный конкурс "Я - учитель!"- поделилась опытом работы Алсу Фатыховна.

Подводя итоги мероприятия, все участники круглого стола обозначили, что современное образование - этот процесс двусторонний, включающий в себя аспекты воспитания и обучения. Константой в этом процессе должна быть система гармоничного взаимодействия педагогов и родителей. 



Источник информации: Светлана Сагитова. фото Наили Бадыкшановой.