Каким должно быть непрерывное образование в России? Как повысить квалификацию у преподавателей? Каковы общие точки взаимодействия системы Школа-Вуз? Какое будущее нам «приготовило» ЕГЭ? На эти и другие вопросы 16 мая попытались ответить участники круглого стола III Всероссийской научно-практической конференции «Университетские округа России: глобальные и региональные аспекты развития российского образования».Тридцать руководителей высших и средних учебных заведений, научно-педагогических работников, представителей госструктур из Санкт-Петербурга, Оренбурга, Нижнего Новгорода и Казани собрались на форуме, чтобы не только обсудить наиболее важные проблемы, но и найти общие точки взаимодействия в рамках работы учебных округов.
За круглым столом участники высказали много различных точек зрения и предложений, которые было решено сформулировать в виде резолюции и передать в соответствующие министерства. Однако работа не ограничилась документом, представители образования сошлись во мнении, что необходимо установить более тесное взаимодействие для решения различных вопросов – например, по поводу разъяснения миссии и задач округов для всех его участников. Так, директор гимназии №7 Любовь Кочнева объяснила, что не все руководители средних учебных заведений до конца понимают суть и роль непрерывного образования, а совместные круглые столы позволили бы прояснить эту картину.
Живой интерес вызвало выступление декана факультета повышения квалификации Галины Ившиной. Она обратила внимание на уровень компетенции представителей среднего звена – преподавателей. « Учителям необходимо иметь новые ресурсы, чтобы пополнять свои знания, качество которых должно соответствовать не только современным, но и перспективным требованиям общества, - пояснила Галина Васильевна. - Сегодня большое внимание уделяется повышению квалификации «образовательной элиты» – профессоров и доцентов, и очень мало – молодых преподавателей».
Тему подготовки учителей продолжила научный руководитель Нижегородского округа ГУ ВШЭ Наталья Серова: «К сожалению, общая система «школьный учитель – транслятор знаний» до сих пор остается доминирующей. Если мы хотим, чтобы у детей были компетенции, то они, в первую очередь, должны быть у учителя».
Много мнений было высказано после выступления проректора по непрерывному образованию КГТУ им.Кирова Любови Овсиенко. Она озадачила всех присутствующих вопросом: « Куда пойдут выпускники, сдавшие ЕГЭ на «двойки»? А таких, согласно статистике, будет 20-25% от общего числа» . Они не смогут поступить ни в одно среднеспециальное или высшее учебное заведение, им будет закрыт путь даже для получения рабочей специальности, а следовательно, такие ребята не смогут устроиться и на завод. В ходе обсуждения прозвучало мнение, что нельзя вычеркивать эту категорию выпускников, им надо предоставить альтернативу. В Германии таких ребят еще два года доучивают за счет федерального бюджета. Таким образом, у выпускника появляется второй шанс реализовать себя. Одной из основных ошибок было названо закрытие учреждений среднеспециального образования в 90-е годы.
Любовь Овсиенко отметила низкий уровень знаний у выпускников таких предметов, как химия, физика. «Если на сдачу ЕГЭ по обществознанию заявило 12 тысяч 11-классников, то для сдачи химии – 2,5 тысячи», - привела цифры Любовь Васильевна. Директор Учебно-методического центра КГУ Сергей Ионенко рассказал, что недавно они проводили Интернет-тестирование. По его итогам состоялось два семинара, на которых совместно с учителями разбирались типичные ошибки по математике и русскому языку. «Примечательно, что те задания, которые были решены хуже всего, оказались «болевыми точками» самих учителей», - прокомментировал ситуацию Сергей Ионенко.
О пересмотре кадровой политики и о необходимости модернизации учебных программ говорил заместитель директора института ДПО КГТУ имени Туполева Василий Терзи. «Если мы и далее будем реализовывать ту кадровую политику, которая есть у нас сейчас, то по прогнозам, к 2015 году уровень безработицы в России достигнет 20%», - констатировал он. По мнению Василия Федоровича, необходимо использовать прорывные инновационные технологии в подготовке специалистов. На форуме прозвучало мнение, что главная проблема кроется даже не столько в финансовом кризисе, сколько в кризисе системы управления. «Разовыми мерами этот кризис не преодолеть. Например, новая система штрафов для учителей, которые «недодали» ученикам материал. Думаю, что от этого качество образования не улучшится, учитывая зарплаты учителей и размеры штрафов», - высказал свою точку зрения зам.директора Института довузовской подготовки РГПУ имени А.И.Герцена (Санкт-Петербург)
«Образовательные округа призваны решать задачи совершенствования системы взаимодействия через совместные мероприятия», - заявила зам.директора ИНО КГУ Ирина Терентьева. В качестве аргумента в пользу учебных округов прозвучал пример зарубежного опыта. Как рассказала профессор КГУ Фаина Ратнер, за границей каждому университету принадлежат не только школы, но и детские сады, в которых профессора «ведут» одаренных детей. «Почему бы и нам не применить на практике этот положительный опыт?», - озадачила своих коллег профессор.
На тему качества образования в школе выступили директора учебных заведений, входящих в состав Казанского университетского образовательного округа. Любовь Кочнева отметила, что если, согласно опросу, несколько лет назад большинство родителей гимназии №7 на первое место ставили объем базовых знаний (87%), то сейчас они предпочтение отдают тому, чтобы их детей учили самостоятельно мыслить и получать знания из различных источников (первый показатель 87% снизился до 13%).
На взгляд директора Лицея при КГУ Елены Скобельцыной, для успешного углубленного изучения предметов необходима мотивированность самих учеников. К сожалению, несмотря на переизбыток юристов и экономистов и нехватку специалистов технического профиля, 11-классники предпочитают поступать на гуманитарные специальности.
В круглом столе участвовал начальник отдела кадровой политики Минэкономики РТ Андрей Федоров. Он высказал предложение о том, что результаты круглого стола могут быть полезны в концепции развития образования, разрабатываемой сейчас Министерством экономики и Министерством образования и науки Татарстана.
В завершении круглого стола участники отметили несомненную пользу от обмена мнениями. Проректор по научной работе КГУ Данис Нургалиев резюмировал: на решение всех поставленных вопросов необходимо аккумулировать весь научный и образовательный потенциал.