10 февраля 2011
В Центре образования обсудили проблемы профильного обучения

Все начинается с педагога, и все через него преломляется

 

8 февраля в Центре образования №178 состоялась II городская открытая научно-практическая конференция «Профильное обучение: содержание, технологии и возможности». 

Ускорение социально-экономических процессов, интенсификация жизни человека, стремление России к открытому политкультурному обществу требуют коренных изменений в сфере образования. Сегодня профильное обучение заявлено приоритетным направлением российского школьного образования.

Открыл мероприятие доктор педагогических наук, профессор ТГГПУ Зямиль Нигматов: «Профилизация - это миссия современной школы в расширяющемся пространстве образовательных услуг. Сегодня становится актуальной разработка вариантов получения профильного образования, требующая привлечения ведущих специалистов образовательных учреждений. Цель нашей встречи – обмен опытом, и я надеюсь, что в рамках работы конференции мы завяжем новые профессиональные контакты». 

Организаторами форума выступили: Управление образования Исполнительного комитета муниципального образования г. Казани, Казанский (Приволжский) федеральный университет, Ассоциация «Казанский университетский образовательный округ», Казанский государственный технологический университет (КХТИ), Татарский государственный гуманитарно-педагогический университет.

География участников была представлена педагогами Казани, Зеленодольска, Набережных Челнов, Ульяновска, Кукмора, Арска и др. городов.

Открыл мероприятие доктор педагогических наук, профессор ТГГПУ Зямиль Нигматов: «Профилизация - это миссия современной школы в расширяющемся пространстве образовательных услуг. Сегодня становится актуальной разработка вариантов получения профильного образования, требующая привлечения ведущих специалистов образовательных учреждений. Цель нашей встречи – обмен опытом, и я надеюсь, что в рамках работы конференции мы завяжем новые профессиональные контакты». 

Далее с приветственным словом выступил проректор по образовательной деятельности КФУ Рияз Минзарипов: «Статус федерального вуза налагает на университет особые полномочия – стабилизацию и развитие образования на всей территории региона. Поэтому КФУ строит свои отношения на основе открытого диалога. Наша конференция объединила сегодня школы всех уровней: начального, среднего и высшего образования, привлекла большое число педагогов, преподавателей и научных работников. И это не случайно. Каждое образовательное учреждение имеет свою методику профильного обучения, каждая школа предлагает свои способы реализации тех или иных образовательных задач. И это всегда уникальный опыт. Желаю всем участникам научного форума плодотворного сотрудничества, реализации совместных инновационных проектов, внедрения современных образовательных технологий, создания творческой среды в каждом образовательном учреждении». 

Предварила научный форум по профильному образованию состоявшаяся 5 февраля родительская конференция «Путь к успеху – палитра выбора», в которой принял участие директор Учебно-методического центра Казанского университета Сергей Ионенко с презентацией «Профильное обучение в контексте подготовки к поступлению в вуз».

На пленарном заседании с докладом, посвященным диагностике одаренных выступила профессор КФУ Фаина Ратнер, отметив, что одаренные – это наше интеллектуальное богатство, поэтому необходимо непрерывное развитие талантливых детей. Фаина Лазаревна познакомила с перспективными направлениями работы в данном направлении, системой поиска, выявления, развития и поддержки талантливых детей. Особо она сконцентрировала внимание на специальной подготовке учителей и родителей. 

Также она затронула понятие «инновационные школы». «Часто этот термин звучит с высоких трибун. Надо быть очень осторожным в использовании такого словосочетания. Учебное учреждение не может быть инновационным. В школах применяются новации - методика, способы и варианты обучения, которые нигде не использовалась ранее», - подчеркнула профессор.  Далее работа продолжилась на секционных заседаниях, которые проходили в формате круглого стола.

Обсуждались вопросы модели организации профильного обучения на основе индивидуальных учебных планов школьников, психолого-педагогические проблемы социального самоопределения подростков, основные направления профориентации и допрофессиональной подготовки учащихся в системе внеурочной деятельности, формы и методы подготовки школьников к выбору профессии, ресурсное обеспечение профильного обучения. Формат свободного микрофона позволил познакомить участников конференции с опытом профориентационной работы, в частности, Казанского федерального университета.

Им воспользовались заместитель директора Института непрерывного образования Ирина Терентьева, декан довузовского образования ИНО Наталья Калачева, заведующая отделением дополнительного образования ИНО Тамара Мизгирева. Также прозвучали сообщения руководителей учебных учреждений, входящих в Ассоциацию «Казанский университетский образовательный округ» - лицея им. Н..Лобачевского при КГУ, татарской гимназии №15, лицея №5, общеобразовательной школы №169 и других школ.

По особой программе работала секция для учащихся «Лидер в школе – лидер в вузе», одним из руководителей которой был директор Тренинг-центра ИНО КФУ Сергей Петрушин. Здесь участники форума могли познакомиться с тренингом «Командообразование» и проектной игрой, цель которой – смоделировать поведение идеального родителя при выборе школьником будущей профессии. Этапы игры включали в себя конструирование модели воображаемого «ребенка» разных возрастов – 20, 10,15-17 лет в порядке индивидуальной и групповой работы учащихся.

Затем состоялась дискуссия-обсуждение моделей на предмет «Я - родитель. Что я должен слышать и что я должен делать в процессе выбора моим ребенком будущей профессии?» Деятельность направления, посвященного использованию IT-технологий в организации профильного обучения вызвало бурное обсуждение, затрагивались самые разные аспекты, в том числе и технического сопровождения Web-конференции. Далее состоялась прямая связь с одним из ведущих вузов на северо-востоке Великобритании – «Университетом Ланкастер». Также на конференции прошли мастер-классы с демонстрацией фрагментов уроков. 

На заключительном заседании подвели итоги. «Работа конференции прошла очень плодотворно. Мы обсудили наболевшие вопросы, наметили пути взаимодействия, заложили фундамент мощной профессиональной поддержки с образовательными сообществами республики. Мы особо подчеркиваем значимость партнерства с вузами и центрами детского творчества.

 Очень приятно осознавать, что в День науки состоялось подписание договора о взаимном сотрудничестве с Казанским федеральным университетом», - отметила директор Центра образования №178 Венера Хайрутдинова.  Оно должно стать источником непрерывного потока образовательных услуг, ориентирующих на будущую профессию подрастающего поколения. Именно понимание ценности профильного обучения обеспечит в будущем стабильную конкурентоспособную экономику и культурное процветание.

Главный вопрос в настоящее время: как сделать наше образование эффективным и устойчиво развивающимся? Оно должно стать источником непрерывного потока образовательных услуг, ориентирующих на будущую профессию подрастающего поколения. Именно понимание ценности профильного обучения обеспечит в будущем стабильную конкурентоспособную экономику и культурное процветание.

Источник информации: Светлана Сагитова, ИНО КФУ, фото Алии Галимуллиной