04 июля 2012
Резолюция Международной научно-практической конференции "Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии" (27-30 июня 2012 года, г. Казань)

 

  Международная научно-практическая конференция «Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии» подготовлена и проведена Казанским федеральным университетом на базе его Института филологии и искусств при содействии Министерства образования и науки Российской Федерации, Министерства образования и науки Республики Татарстан, под патронажем Международной ассоциации преподавателей русского языка и литературы, Российского общества преподавателей русского языка и литературы, Фонда «Русский мир», НОУ ВПО «Российский новый университет» и журнала «Русский язык в национальной школе».

В работе конференции приняли участие ученые из Москвы, Санкт-Петербурга, Азербайджана, Германии, Дании, Италии, Казахстана, Киргизии, Сирии, Туниса, Турции, Узбекистана, Украины, а также многих регионов Российской Федерации. Всего количество участников составило 569 человек, из них 453 человека приняли очное участие, 116 человек – заочное участие в конференции. Конференция способствовала плодотворному обмену информацией и результатами научных исследований между учеными регионов РФ и стран ближнего и дальнего зарубежья.

Работа девяти секций и круглых столов была сосредоточена вокруг вопросов следующей проблематики: •  русский язык в тюркоязычном мире;

•  русский язык в поликультурном пространстве;

•  русский язык: функционально-коммуникативный статус;

•  русская литература в тюркоязычном мире;

•  литературные связи и взаимодействия;

•  межкультурная коммуникация и диалог культур;

•  информационные технологии в преподавании русского языка и литературы;

•  теория и практика филологического образования: история и современность;

•  традиции и новации в  преподавании языков как неродных;

•  состояние и перспективы обучения русскому языку как неродному;

•  формирование коммуникативных умений в полиэтнической среде: дошкольное образование.

В рамках конференции был проведен трехдневный очный онлайн-семинар, адресованный участникам проекта «Организация и проведение переподготовки кадров и повышения квалификации преподавателей образовательных учреждений разных типов и видов по вопросам преподавания русского языка как неродного».

Проект реализуется по инициативе Министерства образования и науки Российской Федерации в 2011-2013 гг. при участии НОУ ВПО «Российский новый университет». Обсудив широкий спектр вопросов в области функционирования и преподавания русского языка и литературы в тюркоязычных регионах Российской Федерации и мира, участники Конференции считают необходимым:

1) в целях формирования единого научно-образовательного пространства для сохранения и продвижения русского языка и русской культуры в условиях межкультурной интеграции - создать на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета единый Координационный совет по вопросам исследования и функционирования русского языка и литературы в тюркоязычных регионах Российской Федерации и странах СНГ (далее – Координационный совет) с возможным участием в его работе ученых-филологов и лингвометодистов стран дальнего зарубежья; - просить Министерство образования и науки Российской Федерации и Министерство образования и науки Республики Татарстан при формировании комиссий, рабочих групп по разработке концептуальных основ изучения, сохранения и развития русского языка и литературы, совершенствования форм контроля знаний (в т.ч. ЕГЭ), организации рецензирования и присвоения грифа учебникам и учебным пособиям по русскому языку и литературе, включать в их составы, по согласованию с руководителем Координационного совета, членов данного совета; - обратиться к Президенту РОПРЯЛ с просьбой включить одного из руководителей Координационного совета в состав правления РОПРЯЛ;

2) поручить Координационному совету по вопросам исследования и функционирования русского языка и литературы в тюркоязычных регионах Российской Федерации и странах СНГ: - организовать курсы повышения квалификации, семинары, языковые школы для филологов и методистов, преподавателей, аспирантов, студентов учреждений высшего и среднего профессионального образования, учителей и воспитателей ДОУ регионов Российской Федерации и стран СНГ;

- наладить взаимосвязь с редакциями российских издательств, специализирующихся на учебной литературе для учреждений образования, по вопросам, связанным с реализацией поликультурного подхода к образованию и воспитанию;

- проводить с периодичностью раз в три года на базе Института филологии и искусств Казанского федерального университета международную научно-практическую конференцию «Русский язык и литература в тюркоязычном мире: современные концепции и технологии» с одновременной трансляцией пленарных и секционных заседаний в онлайн-режиме;

3) просить Министерство образования и науки Российской Федерации, руководителей учреждений и органов управления образования России и стран СНГ - продолжить дальнейшее развитие сети общеобразовательных учреждений с углубленным изучением русского языка и литературы; - при разработке методических основ и учебников по преподаванию русского языка и литературы как неродных ориентироваться на учет особенностей родного языка и литературы учащихся, использование современных подходов и новых интерактивных технологий обучения, а также развитие у учащихся коммуникативной компетенции в различных видах речевой деятельности; ввести в содержание данных учебных программ, учебников и учебных пособий результаты изучения национальных картин мира и фольклора народов Российской Федерации и стран СНГ;

в учебных планах скорректировать соотношение произведений западной и восточной литератур; - при подготовке кадров высшей квалификации широко использовать современные достижения в области сопоставительно-типологического изучения славянских и тюркских языков на основе коммуникативно-функционального и лингвокультурологического подходов;

4) рекомендовать Казанскому федеральному университету организовать в 2014 году Международную научную конференцию, посвященную жизни и деятельности И.А. Бодуэна де Куртене, сделав ее впоследствии регулярной с периодичностью раз в 5 лет.

Источник информации: ИФИ