15 декабря 2014
Эксперт КФУ: В обществе царит массовое пренебрежение ценностями и нормами духовной культуры

В нашей газете было опубликовано интервью с выдающимся филологом-славистом, членом МНС КФУ Вернером Лефельдтом. 

Темой разговора был кризис гуманитарного образования и вызванное им падение культуры. "А что об этом думают наши гуманитарии?",- задались вопросом мы. Своими мыслями по поводу гуманитарных знаний и всего, что с ними связано, поделился директор Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ, член-корреспондент АН РТ, профессор Михаил Щелкунов.

- Трудно не согласиться с профессором Лефельдтом, что  университетские гуманитарии оказались недооцененными. Впрочем, появились признаки надежды -  при содействии экспертов ВШЭ формируется Дорожная карта социально-экономического блока КФУ, в который входят три его крупных социо-гуманитарных института: Институт социально-философских наук и массовых коммуникаций, Институт международных отношений, истории и востоковедения и Институт управления, экономики и финансов.

Что касается справедливых критических замечаний доктора Лефельдта относительно резкого падения культуры речи, языка и общения в целом, то они - свидетельство столь характерного для современного общества потребительского отношения к жизни, культуре, образованию.


Общество потребления (консьюмеризм), в которое мы стремительно втягиваемся, "догоняя" западный мир,  формирует у индивида-потребителя "безусильственный" способ мысли и действия. Человек не желает растрачивать личностные ресурсы (интеллектуальные, эмоциональные, волевые) на освоение окружающего мира. А зачем? У него есть работа, приносящая деньги, на которые, кажется,  можно приобрести почти все в современном обществе.

Почти - но не все: невозможно купить духовные ценности. Не зря сказано: можно купить Библию - но не веру; коллекцию картин - но не художественный вкус; диск с записью песни - но  не вокальное мастерство ее исполнителя и т.д.  Другими словами, освоение духовных ценностей невозможно без приложения реальных личностных усилий.

Увы, человек-консьюмер к этому не расположен. Отсюда - массовое пренебрежение ценностями и нормами духовной культуры, в частности,  правилами языка. К чему овладевать нормами литературной речи - ведь это  требует усилий. "И так сойдет" - поймут, примут, привыкнут!

И мы снисходительно привыкаем к "блатным" терминам из уст  официальных лиц (беспредел, подстава, косячить и т.п.), к невнятным скороговоркам теле- и радиоведущих, к чудовищным газетным ляпам и "олбанскому" языку интернета. А чего стоит официально разрешенный  лимит в 5 ошибок  на каждые 100 слов для тех, кто недавно писал в школе президентское сочинение? Послушать бы все это нашим учителям-словесникам?

Да, с позиций ревнителей чистоты языка нынешнее состояние культуры речи, как устной, так и письменной -  нетерпимо и недопустимо. А вот с позиций массового потребителя  языковой продукции  оно вполне нормальное,  общепринятое и подчас "крутое".

Бесспорно, учитель-литературовед, преподаватель-филолог или журналист из солидного печатного издания должны быть носителями хорошего языка. Но подозреваю, что "высокий штиль" репортера бульварной газетенки, сочинителя рекламы ширпотреба или продавца "народного" супермаркета, скорее, отпугнет от  них публику (массового потребителя), чем привлечет  к ним.

К сожалению, сегодня тон в жизни задают эти самые массовые потребители, а не "сеятели разумного, доброго, вечного". Думаю, что в этих условиях требовать от всех поголовно правильной речи, соблюдения элементарных норм языка - предприятие сомнительное и малоперспективное.

Выход в другом. Несмотря ни на что, все еще остается немало молодых людей, увлеченных социо-гуманитарными предметами - историей, литературой, языковедением, философией и т.д. Они - наше будущее, на них мы возлагаем наши надежды. Поэтому программой-минимум должно стать сохранение языка для профессионального сообщества и его защита от инвазий уличной лексики. Программа-максимум же (здесь я полностью согласен с Лефельдтом) - на практике показывать обществу преимущества правильного языка через культуру и авторитет и его носителей.


Источник информации: Алексей Леонтьев, газета "Казанский университет"
Комментарии
Алсу 16.12.14, 13:51
+4 
-1 
"Философия языка, напоминающая о настоящем весе слова, нужна не для того чтобы вернуть ценность нашим речам, это невозможно, а чтобы не принять нашу собственную нищету за нищету слова. Наш язык задевает нас больше, чем мы думаем. Принять от него обиду, когда он нас разоблачает, большая удача. Говорить наивно и беспомощно горькая, но достойная человека участь. И молчащий мыслитель тоже мыслитель. По-настоящему плохо бывает, когда от страха показаться нелепым или замолчать человек изменяет слову, каким всегда так или иначе звучит его разумное существо, и становится изготовителем текстов. Текст тратит вещую стихию на поделки, единственная цель которых отгородиться от правды и оттянуть встречу с ней. Подделки виновны в почти нежилом состоянии теперешнего языка как среды человеческого обитания. Физическая теснота только проекция нашего мыслительного хозяйства. Наш мир никогда не бывает лучше нашей речи". В.В. Бибихин (русский мыслитель, филолог, переводчик)
Ыл 16.12.14, 12:32
Что же делать?
Гражданин 16.12.14, 10:27
+8 
-1 
Согласен с доцентом. Не нужно путать духовность и образованность. Название статьи ("В обществе царит массовое пренебрежение ценностями и нормами духовной культуры"), по ощущению, более точно обозначило проблему, чем сама статья. Внутренний мир человека и умение думать, определяет то, как человек говорит. И "блатные" термины из уст официальных лиц, видимо тоже указывают на их происхождение. И дело не в том, что мы привыкаем к таким оборотам, просто это показывает на открытость оратора, и воспринимается такая речь как более честная, нежели грамотная и поставленная речь многих "образованных лицемеров".
доцент-биолог 16.12.14, 10:21
+5 
-2 
Почему биологам не читают культурологию? Почему мне приходится объяснять студентам, кто такие Даниил Андреев, Пазолини и Тарковский?
1 16.12.14, 10:12
+2 
И странно в 2014 году слышать про "олбанский" язык, который, во-первых, не есть первое историческое явление каверкания русского языка, а во-вторых, уже давно пропал, не актуален и порицаем даже в субкультурах. Вместо этого я бы обратил внимание Михаила Дмитриевича на армию т.н. "граммар-наци", орудующих в комментариях повсеместно в интернете.
Алекс 16.12.14, 09:20
+2 
А причем тут данные ВЦИОМ?
Василий 16.12.14, 00:52
+4 
-2 
Я тоже выскажусь. Основная идея в статье, по всей видимости, такова: в обществе потребления человеку наплевать на язык, поэтому язык деградирует. Мол, слово "беспредел" - явный признак этой самой деградации. И всё это под заголовком "Эксперт КФУ". В таком случае, у меня вопрос к эксперту. Михаил Дмитриевич, почему мы сегодня разговариваем не на старославянском языке, а на современном русском? Что, тысячу лет назад тоже разбушевался "консьюмеризм"? Вот ещё вопрос: почему сегодня во Франции и в Португалии говорят на французском и португальском, а не на латыни? Опять "массовое пренебрежение ценностями и нормами духовной культуры, в частности, правилами языка", не так ли? И вообще, откуда взялась Vulgar Latin?! Общество потребления виновато? Я понимаю, что газета всё стерпит, но почему бы Вам не опубликовать эту идею в каком-нибудь уважаемом международном рецензируемом научном журнале по лингвистике?
биолог 15.12.14, 22:56
+9 
давайте вынем сначала бревно из своего глаза...
Гвард 15.12.14, 21:42
+6 
-3 
Да какая теперь уже разница, ценности какие-то. Впереди всенародный голод.
ВЦИОМ 15.12.14, 20:35
"Эксперт КФУ: В обществе царит массовое пренебрежение ценностями и нормами духовной культуры " По данным ВЦИОМ в январе работу президента одобряли 60,6% россиян, нынешний показатель близок к историческому максимуму в 87,4%. Рейтинг одобрения президента Владимира Путина продолжает расти и достиг 85,9%. Таковы результаты опроса ВЦИОМ, проведенного...
доцент 15.12.14, 17:19
+16 
Не приравнивает ли автор культуру речи к духовным ценностям? А "культура потребления", как я вижу в европейском преподавательском, научном и студенческом сообществах, нисколько не принижает протестантские ценности. Может быть "просто в королевстве нашем что-то не так"?