02 декабря 2014
Халил Гиниятов: "Не забывайте: студенчество – самая счастливая пора"

Мы продолжаем серию публикаций воспоминаний выпускников Казанского университета. Сегодня наш собеседник  - генеральный директор Казанского государственного казенного порохового завода Халил Зиннурович Гиниятов.

- Халил Зиннурович, ровно сорок лет назад вы переступили порог химфака КГУ. Каким в вашей памяти остался Казанский университет?

- Я могу честно и искренне сказать, что мое студенчество – это счастливые часы, недели и годы. Впечатления от учебы, спустя 35 лет после окончания КГУ, остались самыми добрыми и светлыми. Это и воспоминания о моих преподавателях, чьи принципы стали моим кредо в жизни и работе. Главное, чему нас научили, – это системно изучать предмет. А это та основа, однажды усвоив которую, можно сейчас изучать любую науку, получать любую новую профессию.

В памяти остались и мои одногруппники. Вы знаете, что каждые пять лет мы, выпускники химфака КГУ, в последнюю пятницу мая, в канун Дня химика, встречаемся у нашей лестницы «Бутлеровки». Мы собираемся вместе, чтобы снова почувствовать себя студентами. На встречу, оставив работу, забыв о титулах и званиях, детях и внуках, из разных уголков страны и даже зарубежья, приезжают, чтобы окунуться в воспоминания о своей юности и хоть на короткое время стать беззаботными, радостными и счастливыми, почти все мои одногруппники.

Вы спрашиваете, что для меня университет? С 1974 года, когда я поступил, и на столько времени, сколько отмерил мне Всевышний, это часть моей жизни. И пускай на предприятии, которое я возглавляю, мало тех, кто окончил КГУ, однако и я сам, и мои коллеги достойно носят звание выпускника старейшего вуза России.

- Почему вы выбрали химию?

- В жизни ничего не происходит случайно. Я жил в деревне Туркаш, а учился в совхозе «Ныртинский» Кукморского района. И старшеклассникам каждый день, несмотря на дождь, снег, грозу или мороз, приходилось идти пять с половиной километров туда, а потом обратно. А что вы так смотрите? В наше время это считалось нормальным. Так вот, учителем химии у нас был Семен Семенович Егоров – ветеран войны, простой, очень скромный и приличный человек, знаток своего дела. Он был настолько увлечен своей работой, что смог «зажечь» и нас – в классе не было ни одного, кто б хоть раз пришел на урок химии не готовым, настолько мы его уважали. Так что любовь к химии мне привил мой учитель. Я увлекался и физикой, и математикой, участвовал в олимпиадах по этим предметам. Но мое сердце полностью было отдано химии.

Однако родители не очень хотели, чтобы я становился химиком – мой старший брат закончил сельскохозяйственный институт, и все надеялись, что я тоже поступлю туда учиться. Родственники приводили мне многочисленные доводы, доказывающие, что, получив диплом сельскохозяйственного института, я мог бы стать в деревне уважаемым человеком.

Так совпало, что в 10 классе я серьезно увлекся спортом. Настолько, что вместо выпускного поехал на соревнования по спортивному ориентированию в Казань, где познакомился со студентами химфака Казанского университета. Они-то и рассказали мне, как интересно и здорово у них учиться.  Поэтому, когда пришло время выбора вуза, я все же "оторвался" от мнения своих родителей и подал документы в КГУ, о котором на тот момент почти ничего не знал, кроме общеизвестных фактов, что здесь учились Ленин и Толстой. Однако, когда я зашел внутрь главного здания и дошел до приемной комиссии, я ни секунды не сомневался в том, что сделал правильный выбор.

- На пятерки сдали все экзамены?

-  Химию - на «отлично», физику и сочинение – на «четверку», а вот по математике вышла «тройка». Я себе не льстил, а прекрасно понимал, что с такими баллами можно и «пролететь». Поэтому, чтобы не тратить свои нервы и родительские деньги, я после последнего экзамена подошел к девочкам, сидящим в приемной комиссии, оставил одной из них - самой серьезной, как мне показалось - деньги и свой адрес и со словами: «Если я поступлю, отправь мне телеграмму», уехал домой. Я уж думал, что не поступил, потому что телеграмму со словами «Приезжайте. Вы стали студентом», мне прислали только 2 сентября.  

- И вот вы стали студентом. Что запомнилось из первых дней пребывания в качестве студента?

- Самое первое из впечатлений от Казанского университета, а их потом было немало – это обращение ректора КГУ к первокурсникам. Я и сейчас не без волнения вспоминаю тот момент, когда нас напутствовал Михаил Тихонович Нужин. Его слова о том, что мы сами должны строить свою жизнь, а не ждать, что кто-то сделает это за нас, глубоко запали мне, деревенскому пареньку, в душу. Кстати, позже, когда мы слышали имя Нужина, по стойке смирно стояли. И не от страха, а из-за уважения к этому человеку.


- Уже несколько раз вы назвали себя «авыл егет» - парень из деревни. Наверное, не просто было оказаться в университете с его многовековой историей, нравами, обычаями?

- Трудно было, не скрою. Но моя тяга к изучению химии - стала внутренним стержнем, который не позволил сломаться и испугаться неизведанного.

Я быстро втянулся в учебный процесс и ни разу не разочаровался в выборе вуза. У нас собралась очень дружная группа. В нашей группе номер 743 было много иногородних, поэтому мы днем вместе учились, а вечерами тоже не расставались: вначале мы жили в общежитии на Красной позиции, а на втором курсе переехали в «тройку» - новое общежитие на Товарищеской. И казанцы частенько захаживали в гости, и очень нам завидовали: все праздники, дни рождения, защиты курсовой или диплома – все у нас было общее.

Химфак сам по себе небольшой, и все друг друга знают. А мы вообще жили одной большой семьей. Поэтому наша группа славилась сильной взаимовыручкой. Мы учились так, чтобы не было стыдно перед одногруппниками, и помогали тем, кто понимал тему хуже. Рядом всегда чувствовалось плечо товарища. А это так важно - знать, что ты не один. Это было прекрасное в смысле человеческих отношений время, в которое, к сожалению, уже не вернешься.

Студентам сегодняшнего дня, наверное, трудно представить, что мы вручную конспектировали ту или иную публикацию, сидя часами в холодных залах библиотеки. А если вдруг случалось пропускать лекцию, то приходилось брать и переписывать ее у товарища, а не скачивать из Интернета. Кстати, и свою дипломную «рукописную» работу я переписывал несколько раз.


- Раз уж вы заговорили о дипломной работе, вспомните, пожалуйста, у кого вы ее писали?

- Тему диплома, исследующую область квантовой химии, а также строение и свойства молекул, мне предложил мой научный руководитель Виталий Владимирович Племенков.

А вообще своих университетских преподавателей я помню почти всех. С высказыванием о том, что сильные преподаватели – отличительная черта Казанского университета, согласятся, я полагаю, все выпускники КГУ. Мне были интересны и линейная алгебра, и органическая химия, и квантовая физика. Но, как я могу судить спустя годы, мой интерес к учебе не был связан с приобретением конкретной специальности, а просто определялся естественной для молодых людей тягой к познанию.

О каждом из наших учителей можно рассказать очень много интересного и полезного для принятия их опыта. Учителями с большой буквы стали для нас Евгений Геннадьевич и Людмила Михайловна Катаевы. От их лекций были в восторге все студенты, это было просто завораживающее преподнесение материала, причем даже самая скучная тема из их уст выходила интереснейшим романом.

К числу тех преподавателей, кто «держал» аудиторию от первого до последнего слова, можно отнести и Александра Ивановича Коновалова – красивого человека с тонким умом и эрудицией. В пору моего студенчества Александр Иванович был зав.кафедрой органической химии. Мне очень нравились его лекции. Для них было характерно точное, очень выверенное изложение материала.   

Вера Федоровна Торопова. Это была самый взрослый наш преподаватель, «бабушка» химфака. Но что это была за женщина! О таких, как она, можно писать романы, снимать фильмы и издавать книги. Это худенькая, изящная женщина, безупречная в своих знаниях. Она с таким энтузиазмом и энергией читала лекции, так быстро писала на доске, мы едва успевали следить за ее мыслями и когда звенел звонок с урока, я, признаться, чувствовал себя как после марафонной дистанции. Но она так интересно давала знания, что все от нее были просто без ума.

Ирина Вадимовна Коновалова. Любимая «мама» химфака. К сожалению, она читала нам недолгий курс лекций, но все студенты очень любили и знали ее с самого первого дня, она была нашим деканом. Очень энергичная и подтянутая, и вместе с тем всегда такая доброжелательная и улыбчивая. Когда мы видели эту стремительную женщину, идущую по коридорам химфака, было ощущение, что она наверняка успевает в этой жизни все. На самом деле это так и было: ответственная работа декана, чтение лекций студентам, большое количество курсовиков, дипломников и аспирантов.

Сегодня я с гордостью называю себя учеником этих людей. К сожалению, формат интервью не позволяет, да и не ставит целью рассказ обо всех преподавателях, давших нам поистине бесценные знания. Я твердо знаю лишь то, что это благодаря их вниманию к нам, доброжелательности, поддержке, их преданности выбранному делу я научился выполнять любую работу на максимуме самоотдачи, целеустремленно и ответственно.


- А почему вы не остались в науке?

- Я встретил девушку своей мечты и женился. Кстати, моя супруга тоже закончила химфак. К пятому курсу, учитывая мой опыт работы в стройотрядах  - вначале бойцом, позже и командиром стройотряда - я понял, что я не теоретик. Меня больше тянуло использовать свои знания на практике. К тому же академик Д.А.Эпштейн как-то сказал, что успех химика складывается из двух основных составляющих: «химическая голова» + «химические руки». Видимо, какая-то составляющая во мне отсутствует.

После окончания университета я распределился в Пензу-19 - закрытый город, где мне, как молодому специалисту, пообещали дать квартиру. Но там не сложилось, и генеральный директор подписал мне открепление. Я вернулся в Казань и сразу же пошел на прием к Александру Ивановичу Коновалову. Он встретил меня как родного, внимательно выслушал и посоветовал поступить так: найти себе место, а руководство уже пост-фактум выпишет мне туда распределение. Это было что-то из области фантастики - так работать в городе оставляли тогда только с красным дипломом или тех, кто успел обзавестись семьёй и родить ребёнка.

И я начал ходить: был в ветеринарном институте, на Тасме, зашел и на пороховой завод. Здесь пригласил меня к себе замдиректора и говорит: «Пойдешь к нам?» И я почему-то без раздумья ответил «пойду».  Так в 1979 году я и пришел на пороховой завод, где работал вначале мастером на производстве порохов, потом начальником цеха. Было время - уходил, но вернулся, когда на заводе настали трудные времена.


 - Почему вы так выделили слова «наш университет»?

- Может быть, я скажу крамольную вещь, но, несмотря на многочисленные появившиеся в постсоветское время университеты, для меня он остался один - КГУ. В СССР исторически сложилось так, что университеты давали фундаментальное образование, а институты – прикладное. А это небо и земля! Выпускники первого -  могут реализовать себя везде, в любой области, потому что у них есть академические знания, а вот технарям будет сложнее.

Я благодарен университету за те знания, которые помогли мне в жизни. И пусть такие организаторы, как я, меньше нужны миру, зато химики-ученые идут нарасхват. Слава казанской школы химии признана во всем мире. В наше время мы и не думали, что выпускники химфака будут настолько востребованы в промышленности. А сейчас: посмотрите - открываются совместные предприятия КФУ с крупными промышленными центрами Татарстана, такими как Нижнекамскнефтехим. Это высокая оценка значимости ученых Казанского университета. И если раньше химическую лабораторию Казанского университета называли «колыбелью русской органической химии», то сегодня Химический институт имени Бутлерова, без сомнения, можно назвать кузницей кадров химической промышленности.


- Халил Зиннурович, вы член Попечительского совета КФУ. Что это – дань моде?

- Попечительство для России не ново, оно было широко развито в дореволюционной России. Поэтому Попечительский совет КФУ - это возвращение к старым добрым российским традициям. А вот правильно ли? Я отвечу так. Приходит время, когда выпускники университета, так много получившие от своей альма матер, должны отдать ей долги. Кто-то финансово, кто-то советом, кто-то контролем функций. Так что это не дань моде, а реальная помощь, направленная на укрепление и развитие самого университета.


- Ваши пожелания студентам, кто в этом году учится в университете последний год, и тем, кто только собирается поступать в наш вуз.

- Будущим студентам КФУ я бы советовал пойти учиться на технические специальности, так как спрос на инженеров с годами только вырастет.

А выпускникам юбилейного для вуза года, кроме устройства на хорошую работу за достойную зарплату, я пожелал бы успехов в достижении целей и никогда не забывать те жизненные ценности, которые они получили в Казанском университете.

Любите аlma mater! И не забывайте: студенчество – самая счастливая пора!





Этапы карьеры  

В 1979 - 1987 гг. - мастер, старший инженер, начальник участка Казанского химического завода им.В.И.Ленина.
В 1987 -19 97 гг. - начальник цеха НПО им.В.И.Ленина.
В 1997 - 1998 гг. - директор государственного Казанского лакокрасочного производственного предприятия.
В 1998 - 2000 гг. - начальник отдела приватизации и отраслевого управления промышленности, связи, транспорта НИИ, КБ Госкомитета РТ по управлению госимуществом.
В 2000 - 2002 гг. - первый заместитель генерального директора-коммерческий директор ОАО "Казанский оптико-механический завод".
В 2002 - 2003 гг. - генеральный директор ОАО "Казанский оптико-механический завод".
С 2003 года - генеральный директор ФКП "Казанский государственный казенный пороховой завод".
С ноября 2012 года - депутат Госсовета РТ.

Политическая и общественная деятельность:

С ноября 2012 года - депутат Госсовета РТ (вместо Евгений Ефимов, который досрочно сложил свои полномочия).

Почетные звания и награды

Заслуженный химик РТ.


Источник информации: Пресс-центр, Галина Хасанова
Комментарии
Галина Хасанова 03.12.14, 09:53
+7 
Рустэм Рафаэльевич, спасибо за помощь!
профессор Владимир Клочков 02.12.14, 19:32
+10 
С удовольствием прочитал воспоминания. Помню тебя студентом, встречал директором. Так держать. Искренне твой.