В минувшую пятницу будущие журналисты встретились с профессором Владимиром Курашовым.
Заведующий кафедрой философии и истории науки КНИТУ-КХТИ хорошо известен как автор книг о деревянной архитектуре Казани. Цикл его работ представлен на соискание Государственной премии РТ имени Габдуллы Тукая. В их основе – авторские фотографии наличников, карнизов, фасадов деревянных домов, запечатлевших в своем облике образ уходящей Казани. Автор осмысливает это явление отечественной культуры с точки зрения его концепции антропологической соразмерности. Семиотика деревянной архитектуры, ее связь с менталитетом народа и стала предметом разговора со студентами.
«Что такое истина, поэзия или философия? В таких вопросах всегда надо говорить “это мое мнение”. Важно различать понятия знак и символ, хотя порой они принимаются как синонимы. Знак – это некая условность, которая может быть принята прямо сейчас, тогда как символ – понятие, сложившееся исторически», - начал свое выступление Владимир Игнатьевич.
Он придерживается точки зрения, что деревянные постройки и здания в стиле конструктивизма 20-х годов ХХ века – главное достояние российской архитектуры, символы России. Проблема сейчас в том, что культурное наследие, воплощенное в сооружениях этих стилей, вытесняется новыми постройками, которые в большинстве своем выполняют чисто прагматическую функцию. Говоря об искусстве, лектор сослался на свой афоризм: «Посещаемость, наполняемость, окупаемость – это не для высокого искусства».
Выступление Курашова сопровождалось показом слайдов фотографий автора и его любимых сюжетов казанских художников. Кстати говоря, вдохновляясь городскими пейзажами, он сам тоже берется за кисть. Студенты смогли убедиться, как многолика Казань в фотографиях и воплщениях живописцев. Наблюдения профессора о том, какие места города чаще всего попадают в фокус их внимания, вызвали интерес слушателей, Говорили о Доме Кекина и о «горбатом мостике». В ходе ответов на вопросы была затронута тема кича в архитектуре.
Курашов рассказал также о значении городского ландшафта, о том, какие изменения – не всегда позитивные – он претерпевает. «Человек может даже не посещать театры, музеи или концерты, но его поддерживает ощущение, что эти центры культуры существуют. Так же и с окружающей средой. Мы не задумываемся о ней в повседневной жизни, но в нашем сознании сохраняется ее облик, который нас или поддерживает, или огорчает. Архитектурная среда воплощает в себе менталитет народа», - поделился своим мнением Владимир Игнатьевич.