«Мы анализируем данные, чтобы понять, как создавать медиапродукты». Так участники открытой дискуссии – международного круглого стола «Data Turn и этика в медиа: мировой и российский опыт» выразили основную тенденцию развития исследований в области big & open data. Круглый стол прошел 26 апреля в Высшей школе журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
Организаторами круглого стола выступили кафедра теории и практики электронных средств массовой информации Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ и The Russian Journal of Communication (Routledge,Taylor&Francis Group).
Вел дискуссию директор Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций Леонид Толчинский. В выступлении доктора филологических наук, выпускающего редактора спецвыпуска RJC Марины Шилиной были затронуты основные аспекты изучения больших и открытых цифровых данных, создающих новое пространство экономики, политики, культуры и общества. Органично вписываются в это пространство медиа, сами по себе уже являющиеся производителями подобных данных и одновременно активными их пользователями. Об этом говорили все участники дискуссии.
Доцент кафедры эконометрики и математических методов экономики Московской школы экономики МГУ Сергей Вартанов продемонстрировал методики медиаизмерений в эпоху Big Data. Его сообщение вызвало многочисленные вопросы: совершенны ли используемые технологии, и каковы перспективы их внедрения в практику медиа? Какие изменения ждут человека в эпоху 4.0? Как трансформируется коммуникация на всех уровнях?
Ответить на них попытались в своих выступлениях юрист, преподаватель кафедры ТП ЭСМИ КФУ Вера Гурьянова, обозначив правовые и этические пределы работы с Big Data, и Ян-Олаф Гулле, профессор университета Сёдёрторна из Стокгольма, подробно остановившийся на проектах по изучению влияния повседневной жизни молодежи на восприятие музыки. Работы по изучению музыкальной картины жизни современного молодого человека весьма перспективны и могут представлять интерес для самых разнообразных областей знаний: образования, культуры, быта. Ян-Олаф Гулле проявил интерес к опыту работы с Big Data в Татарстане и особенностям взаимодействия аудитории с российскими СМИ.
По этому поводу профессор Елена Дорощук заметила, что в КФУ ведутся подобные исследования, неизменно аудитория представляет интерес как с позиций участия в создании медиаконтента, так и в плане самовыражения.
Один из организаторов круглого стола, Марина Шилина, так прокомментировала результаты совместной работы: «Встреча была позитивной, многообещающей и полезной для всех сторон. Удалось уточнить понимание Big Data в контексте технологических вызовов и определить потенциал их использования в журналистике».
В дискуссии приняли участие сотрудники и студенты Высшей школы журналистики и медиакоммуникаций КФУ.
Это первый опыт подобного открытого общения на международном уровне. Он послужил научному обмену между исследователями и стал стартом для проектирования адекватных стратегий использования информации в обществе.