Владимир Лукич Боровиковский родился 24 июля 1757 года, в небольшом городке Миргороде в бедной семье, что походила из рода казаков. Первые навыки в искусстве Боровиковский получил в семье: его отец и братья занимались иконописью. Знаменитый портретист также начал свой творческий путь с работы над иконами. Наиболее ранние произведения – хранящиеся в Музее украинского искусства в Киеве иконы богоматери и Христа, а также образ «Царь Давид» (1785), приобретенный Государственным Русским музеем. Эти произведения, несмотря на некоторые архаические черты, свидетельствуют о том, что молодой художник вполне усвоил приемы религиозной живописи 18 века.
Кроме икон ему нравилось писать различные портреты, что отдаленно напоминали полупрофессиональную живопись самоучки, кстати, эта манера была в тот период очень распространена. В целом творчество Боровиковского на Украине не выходило за рамки полуремесленного искусства. Свой подлинный характер оно приобрело лишь в Петербурге, куда художник переехал в конце 1780-х годов.
Интересный факт:
Портрет М. И. Лопухиной — один из самых популярных женских портретов кисти Владимира Лукича Боровиковского. Она известна и ныне благодаря великолепному портрету художника.
Мария Ивановна Лопухина - дочь графа Ивана Андреевича Толстого, сестра знаменитого Федора Толстого-Американца. В 1797 году ее выдали замуж за Степана Авраамовича Лопухина, егермейстера и действительного камергера при дворе Павла I. И именно в этом году был написан знаменитый портрет – по заказу жениха накануне свадьбы.
На момент написания портрета Марии Ивановне было 18 лет. Муж – всего на 10 лет старше. Тогда это было в порядке вещей, как, впрочем, и сейчас.
По воспоминаниям, Мария Ивановна была несчастлива в браке. Любви не было, муж постоянно при дворе, на нее мало обращал внимания. Брак был бездетным. А через три года супружества молодая жена скончалась от чахотки.
Супруг похоронил Марию Ивановну в родовой усыпальнице Лопухиных в московском Спасо-Андрониковом монастыре. Через несколько лет он и сам упокоился рядом с ней. Казалось бы, совсем непримечательная, хотя и грустная история. Если бы не портрет Боровиковского.
Зрелое мастерство художника позволило ему достичь необычайной гармонии внешнего облика и внутреннего настроения. Все участвует в создании образа: и музыкальный ритм линий, и изысканные сочетания светлых тонов, и пышная склоненная роза, и мирный сельский пейзаж с колосьями и васильками.
Наслышанные о ее красоте и печальной участи представители света, которые не были прежде знакомы с нею лично, стали осаждать дом родственников Лопухиной (сначала - вдовца, потом - племянницы), чтобы увидеть прекрасную Марию хотя бы на портрете. И, представьте, многие из юных романтических посетительниц вскоре также заболевали чахоткой и скоропостижно умирали. Назывались цифры до десяти молодых дворянок.
О портрете Лопухиной пошла страшная молва... По слухам, умершая смотрела с холста настолько реалистично, загадочно и живо, что люди стали воображать, что ее отец, магистр масонской ложи, а также известный мистик, граф Иван Толстой, заманил душу дочери в её портрет. Но никакой мистики в этом, безусловно, не было. Просто чахотка в те времена была довольно распространённой, и, увы, практически абсолютно неизлечимой болезнью.
Племянница Лопухиной вскоре стала супругой московского губернатора. Чтобы прекратить все разговоры о вредном влиянии изображения портрета на здоровье московских невест, портрет Марии Лопухиной был «сослан» подальше от людских глаз и пересудов, в загородное имение губернатора.
Только спустя почти 80 лет портрет был куплен известным меценатом и коллекционером П.М.Третьяковым, совершенно случайно увидевшим его в этом имении. После приобретения Третьяковым картины, слухи о её мистическом воздействии окончательно рассеялись.
В 1885 году поэт Яков Петрович Полонский написал бессмертные строки, посвящённые образу Марии Лопухиной.
Она давно прошла, и нет уже тех глаз
И той улыбки нет, что молча выражали
Страданье — тень любви, и мысли — тень печали,
Но красоту её Боровиковский спас.
Так часть души ее от нас не улетела,
И будет этот взгляд и эта прелесть тела
К ней равнодушное потомство привлекать,
Уча его любить, страдать, прощать, молчать.»
Художник жил и работал на рубеже восемнадцатого и девятнадцатого столетий. Как мастер, он сформировался в просветительскую эпоху царствования Екатерины Великой. Расцвет его творчества пришелся на краткое и противоречивое правление Павла I, которого называли и «безумным деспотом», и «русским Гамлетом». Боровиковский пережил «дней александровых прекрасное начало», а также нашествие Наполеона и Отечественную войну 1812 года.
В конце жизни Боровиковский почти полностью посвящает себя религиозной живописи, которой он так или иначе занимался всю жизнь. В молодости он писал иконы на Украине, работал над иконостасами для соборов, построенных по проектам Н. А. Львова. В начале 19 века, наряду с другими русскими художниками, Боровиковский написал несколько икон для строящегося Казанского собора.
Боровиковский умер 6 (18) апреля 1825 года в Петербурге, и был погребён на Петербургском Смоленском православном кладбище. В 1931 году прах был перезахоронен в Некрополе 18 века, в Александро-Невской лавре. Памятник остался прежний — гранитный саркофаг на львиных ногах.
Своё имущество он завещал раздать нуждающимся.