28 (16 по старому стилю) июля 1822 г. родился Аполлон Александрович Григорьев – русский поэт, писатель, переводчик, критик, мемуарист и масон, называвший себя последним романтиком. Автор двух прекрасных русских (цыганских) романсов: “О, говори хоть ты со мной, подруга семиструнная...” и «Цыганская венгерка» – «Две гитары, зазвенев, жалобно заныли…», а также знаменитой фразы «Пушкин – наше всё».
Талантливый поэт родился в Москве от связи титулярного советника Александра Ивановича Григорьева с дочерью крепостного кучера, и незаконнорожденного ребенка могли реально зачислить в крепостные. Именно поэтому через два дня после крещения его отдали в императорский Московский воспитательный дом, т.к. поступивших туда младенцев записывали в мещанское сословие. Лишь после венчания родителей в 1823 году, мальчика забрали из воспитательного дома. С детства главной чертой характера Аполлона была чрезмерная чувствительность и впечатлительность.
Получив хорошее домашнее образование, он поступил в Московский университет на юридический факультет и в 1842 г. окончил его лучшим студентом. Блестящему выпускнику предложили место библиотекаря, и он с декабря 1842 г. по август 1843 г. заведовал университетской библиотекой, а в августе 1843 г. большинством голосов был избран по конкурсу секретарём Совета Московского университета. Но очень скоро выяснилось, что Аполлону Григорьеву свойственно типичное русское разгильдяйство, и, увы, главная отечественная болезнь – запойное пьянство. На библиотечном поприще он беспечно раздавал книги многочисленным друзьям, разумеется, забывая их регистрировать, так что потом не знал, у кого их искать и как вернуть. На секретарском посту он не вёл протоколов, т.к. ненавидел бумажно-бюрократическую работу. К тому же непрактичный поэт успел наделать долгов.
В 1843 г. он дебютировал в журнале «Москвитянин» стихотворением посвященным Антонине Корш, безответной любви Аполлона Александровича. Поэт искал утешение то в масонстве, в члены которого он вступил в Москве, то думал серьёзно заняться литературной деятельностью, то принимался служить.
В 1844 г. он уехал в Петербург, некоторое время служил в Управе благочиния, затем в Сенате. Но всякий строгий распорядок он переносил очень болезненно и бросал службу.
В 1846 году Григорьев издал отдельной книжкой свои стихотворения.
В 1847 г. вернулся в Москву, неудачно женился, работал учителем и театральным критиком в журнале «Отечественные записки». Григорьев сотрудничал в редакциях «Москвитянина» М. Погодина (1850–1857), «Времени» и «Эпохи» братьев Достоевских (1861–1864). Он много занимался художественными переводами, был талантливым переводчиком Шекспира, Байрона, Гете, Шиллера, Мольера и др. В журналах «Время» и «Эпоха» Григорьев публиковал литературно-критические статьи и рецензии, мемуары, вёл рубрику Русский театр.
Кончил он плохо – угодил в долговую тюрьму. Вышел из нее за три дня до смерти. Аполлон Григорьев скончался 28 сентября 1864 года, 42-х лет от роду. Несмотря на пороки и странности, на метания в мнениях и выражениях, это был человек искренне, благородно мыслящий и писавший, горячо преданный русскому искусству. Похоронили А. Григорьева на Митрофановском кладбище. Похороны были самые бедные, из писателей присутствовало только человек пять, в том числе Ф.М. Достоевский.
Яков Полонский как-то сказал: "Григорьев как личность, право, достоин кисти великого художника. К тому же, это был чисто русский по своей природе, какой-то стихийный мыслитель, невозможный ни в одном западном государстве"…
Одно из изданий А. Григорьева последних лет:
Григорьев, Аполлон Александрович. Поэзия. Проза. Воспоминания / А. Григорьев, А. Фет ; Редкол.: М.Л. Гаспаров и др.; Сост.: А.И. Журавлева, Г.В. Зыкова .— М. : Слово/ Slovo, 2000 .— 654с. |
Книги о жизни и творчестве поэта:
Биография Аполлона Григорьева (1822-1864), порядком подзабытого поэта и критика, недолгая жизнь которого была столь насыщенной как в интеллектуальном, так и в повседневном плане, что исследование выдающегося слависта Ричарда Виттакера легко даст фору многим романам, оставаясь при этом сугубо научной работой. Это тот редкий случай, когда у строгого, но проницательного и талантливого литературоведа стоило бы поучиться многим писателям. Мало какая книга рассказывает о культурной жизни России 1840-1860 гг. так живо и ярко. | |
В книге известного литературоведа и историка Б.Ф.Егорова подробно и популярно раскрывается жизненный путь одного из сложнейших деятелей русской культуры Аполлона Александровича Григорьева. По противоречиям жизни и творчества Григорьев может сравниться с Н.С.Лесковым и В.В.Розановым. |
|
Книга С. Носова приближает нас к пониманию яркой, самобытной личности поэта и критика, которого Блок считал символом русской судьбы, исполненной исторического значения. А. Григорьев привлекает автора как художественная натура, чей творческий мир и чья страсть к высшему в искусстве по-своему актуальны в современной литературной борьбе. |