Часто задаваемые вопросы
Вопрос | Ответ |
При определении базового образования, соответствующего профилю преподаваемой дисциплины (модуля), следует рассматривать: - диплом о высшем образовании, соответствующий преподаваемым дисциплинам; - ученые степень / звание; - диплом о профессиональной переподготовке? | Программа профессиональной переподготовки относится к программам дополнительного профессионального образования согласно приказу Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (ссылка в справочнике Информио - http://wuz.informio.ru/?id=8600). Диплом о профессиональной переподготовке подтверждает получение новой квалификации, освоение нового вида профессиональной деятельности, позволяющие осуществлять трудовую функцию. |
Наименование и реквизиты приказа/ов Минобрнауки РФ, регламентирующего /их прохождение повышение квалификации ППС в образовательной организации, реализующей программы высшего образования? | Требования к педагогическим работникам, в том числе отнесенным к профессорско-преподавательскому составу (ППС), выражены: |
Согласно различным нормативным документам (профессиональный стандарт, ФГОС ВО, приказы Министерства науки и высшего образования и др.) преподаватель ВУЗа должен пройти повышение квалификации (ПК) по нескольким направлениям, например: в областях информационно-коммуникационных технологий, преподаваемой дисциплины, инклюзивного образования, охраны труда, оказания первой помощи и т.д. Должна ли жестко соблюдаться периодичность прохождения ПК раз в три года? | Программы дополнительного профессионального образования (далее – ДПО) в областях информационно-коммуникационных технологий, преподаваемой дисциплины, инклюзивного образования реализуются в такой последовательности, которая необходима для каждого педагогического работника согласно имеющейся у него квалификации. Также освоение программ ДПО может быть вызвано необходимостью в овладении тем или иными методами, технологиями в силу использования их в образовательной деятельности. Освоение программ в области охраны труда и оказания первой помощи программами ДПО не являются. Поскольку любая организация, в том числе образовательная, реализует систему охраны труда в обязательном порядке, то лица, ответственные за реализацию данной системы, для всех работников (включая и обслуживающий персонал) обязаны проводить инструктажи ежегодно. Сами же ответственные за охрану труда проходят обучение не реже 1 раза в 3 года. Согласно письму Минтруда России от 11.04.2017 г. № 15-2/В-950 "Обучение по оказанию первой помощи" обучение оказанию первой помощи пострадавшим проводится в соответствии с Порядком обучения по охране труда и проверки знаний требований охраны труда работников организаций, утвержденным постановлением Минтруда России и Минобразования России от 13.01.2003 № 1/29. Поскольку прохождение программ дополнительного профессионального образования должно осуществляться педагогическими работниками не реже одного раза в три года (статья 47 Федерального закона от 29.12.2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации"), то осваивать программы повышения квалификации или профессиональной переподготовки можно и чаще. Поскольку согласно 196 ТК РФ работодатель вправе определять необходимость повышения квалификации работников, и сами педагогические работники также имеют право определять тематику программ ДПО, которые необходимо освоить. |
Какая категория работников (или все работники из числа ППС обязана проходить повышение квалификации по вышеуказанным курсам (основной работник; внутренний совместитель; внешний совместитель, выполняющий работу по трудовому договору)? | Все педагогические работники обязаны осуществлять обучение по программам ДПО, совместители обучаются по основному месту работы. При отсутствии документов о повышении квалификации работодатель вправе осуществлять обучение совместителей. Согласно ТК РФ на совместителя распространяются все права и обязанности, обусловленные трудовым договором, локальными нормативными актами и т.д. |
Обязаны ли проходить повышение квалификации по вышеуказанным курсам сотрудники из числа научных работников (далее – НР), задействованных в образовательном процессе? | Если научные работники выполняют обязанности педагогических, отнесенных к ППС, на них также распространяются права и обязанности педагогических работников. |
Какова периодичность прохождения вышеуказанных курсов: для основных сотрудников, а также внутренних и внешних совместителей, с которыми заключается трудовой договор сроком на 1 год? | Совместители также проходят обучение по программам ДПО не реже 1 раза в 3 года по основному месту работы. |
Считается ли прохождение курсов | Программа профессиональной переподготовки относится к программам дополнительного профессионального образования согласно приказу Минобрнауки России от 01.07.2013 г. № 499 "Об утверждении Порядка организации и осуществления образовательной деятельности по дополнительным профессиональным программам (ссылка в справочнике Информио - http://wuz.informio.ru/?id=8600). Диплом о профессиональной переподготовке подтверждает получение новой квалификации, освоение нового вида профессиональной деятельности, позволяющие осуществлять трудовую функцию. |
Допустимо ли прохождение курсов повышения квалификации в той же образовательной организации, где реализуется образовательный процесс? Или это обязательно должна быть сторонняя организация? | Нормативной правовой документацией в сфере образования не ограничивается право вуза, имеющего лицензию на реализацию программ ДПО, обучать своих педагогических работников. |
Проработать вопрос о массовом прохождение ППС повышении квалификации. | Распоряжение первого проректора от 18.02.2019 Служебная записка первого проректора от 18.02.2019 № 85-10/55. |
Мы готовим документы по учебному процессу с 2015 года или с 2013? | Готовятся документы по реализуемым программам, а также выпуск 2019 года. |
Суммируются ли часы, прописанные в сертификатах о повышении квалификации до необходимых 72 часов? | Согласно 273-ФЗ повышением квалификации считаются программы, длительностью от 16 ч. В КФУ выдаются Удостоверения собственного образца. |
Один учебный план на несколько выпускающих кафедр, разные профили подготовки, достаточно ли одной утвержденной программы РПП (Рабочая программа практики) на несколько академических групп с разными руководителями практик? (По приказам студенты отправляются в различные организации). | Согласно 273-ФЗ ст.2 ч.9 «..образовательная программа – комплекс основных характеристик образования (объем, содержание, планируемые результаты), организационно-педагогических условий и в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, форм аттестации, который представлен в виде учебного плана, календарного учебного графика, рабочих программ учебных предметов, курсов, дисциплин (модулей), иных компонентов, а также оценочных и методических материалов. Сколько Учебных планов, столько и ОПОП. |
Название какого института прописывается в зачетно-экзаменационных билетах, «выпускающего» или «обслуживающего» института? | «Выпускающего». |
Будут ли проверятся практики выпускников предыдущих лет? | Проверяться будут практики, где есть обучающиеся. |
Нельзя ли четко указать с какого года будут проверять документы? Выпуск 2015/2016 г. будут полностью проверять с 1 курса или, скажем, только документы гос. аттестации (допуск к ГИА, расписание ГИА, ВКР, протоколы и пр.)? | Есть основание полагать, что проверят документы ГИА обучающихся, попадающих под выпуск 2015 календарного года (приказ №1155 от 25.03.2003 «Об утверждении Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации», однако, не исключена возможность проверки всех документов с момента набора.. (Начиная с 1 января 2016 г., вступает в силу приказ №636 от 29.06.2015 г. «Об утверждении Порядка проведения государственной итоговой аттестации по образовательным программам высшего образования - программам бакалавриата, программам специалитета и программам магистратуры»). |
По п. 7 кто отвечает за документы об образовании, повышении квалификации УВП? Речь о лаборантах, специалистах по УМР? | Структурное подразделение совместно с Управлением кадров. |
В связи с реализацией программы двух дипломов по программе «Российско-германские исследования» направления «Зарубежное регионоведение» совместно с Университетом г. Регенсбурга (Германия) необходимо уточнить процедуру аккредитации подобных программ? | Согласно требованиям статьи 92 Федерального закона об образовании процедуре аккредитации подлежат образовательные программы, разработанные с учетом действующих федеральных государственных образовательных стандартов. Государственная аккредитация дает право выдавать обучающимся, закончившим аккредитованную программу, документ об образовании (и о квалификации) образца, установленного федеральным органом исполнительной власти. Если образовательная организация реализует образовательную программу с участием международных партнеров, значит, необходимо заключение договора о сетевой форме реализации образовательной программы. В этом договоре согласно статье 15 Федерального закона об образовании должны быть перечислены: 1) вид, уровень и (или) направленность образовательной программы (часть образовательной программы определенных уровня, вида и направленности), реализуемой с использованием сетевой формы; 2) статус обучающихся в организациях, указанных в части 1 настоящей статьи, правила приема на обучение по образовательной программе, реализуемой с использованием сетевой формы, порядок организации академической мобильности обучающихся (для обучающихся по основным профессиональным образовательным программам), осваивающих образовательную программу, реализуемую с использованием сетевой формы; 3) условия и порядок осуществления образовательной деятельности по образовательной программе, реализуемой посредством сетевой формы, в том числе распределение обязанностей между организациями, указанными в части 1 настоящей статьи, порядок реализации образовательной программы, характер и объем ресурсов, используемых каждой организацией, реализующей образовательные программы посредством сетевой формы; 4) выдаваемые документ или документы об образовании и (или) о квалификации, документ или документы об обучении, а также организации, осуществляющие образовательную деятельность, которыми выдаются указанные документы; 5) срок действия договора, порядок его изменения и прекращения. Такой договор должен быть представлен в документах, подаваемых для проведения процедуры аккредитации (п. 8 Положения о государственной аккредитации образовательной деятельности, утвержденного постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039). В заявлении на аккредитацию также должны быть указаны сведения о программах, реализуемых в сетевой форме. Письмом Минобрнауки России от 28.08.2015 № АК-2563/05 направлены методические рекомендации по организации образовательной деятельности с использованием сетевых форм реализации образовательных программ, с ними можно ознакомиться в справочнике Информио, пройдя по ссылке http://wuz.informio.ru/?id=14344 Рекомендации полезны тем, что содержат формы договоров, заключаемых при использовании разных ресурсов сетевого взаимодействия. Т.к. Рособрнадзор и подведомственные организации проводят аккредитацию согласно требованиям ФГОС, действующих на территории России, значит, результаты, получаемые в рамках образовательной программы, должны соответствовать результатам, заданным российскими ФГОС. Также поскольку аккредитация проводится на территории РФ, документ об образовании согласно сетевому договору должен выдаваться вузом России. Иностранное образовательное учреждение в соответствии со своими нормами в области образования может принимать результаты обучения, полученные в российском вузе, и выдавать еще один документ об образовании и о квалификации (второй диплом). Все остальные правила по проведению аккредитации - традиционные, заданы постановлением Правительства РФ от 18.11.2013 № 1039. |
По приказу к 15 марта должен быть пакет документов только по действующему контингенту или включая документы по набору 2019 года? | Все образовательные программы должны быть готовы, в том числе и на набор 2019 года. |
По итогам анализа учебных планов нашлись ошибки: есть компетенции которые желательно удалить из перечня. Можем ли задним числом исправить учебные планы? | Текущей датой (например: УП, РПД – в феврале, ОПОП – в марте). |
Портфолио студентов: речь идет о личных кабинетах студентов? | В работе |
Аттестация ППС каждые 5 лет: речь идет о документах, которые должен готовить институт перед прохождением конкурса ППС? В какой форме? | По полученной информации от руководителя отдела кадров ППС, аттестация ППС каждые 5 лет проходит, если Договор заключается на неопределенный срок. Но в КФУ таковых нет. Со всеми ППС Договор заключается на определенный срок. Объявляется конкурс, и сотрудника берут на 1 год. Потом срок Договора может измениться по решению Руководителя структурного подразделения. В КФУ приказа о создании аттестационной комиссии нет в связи с ненадобностью. Документы на конкурс: институт подает заявку в УК на конкурс, если в штатном расписании эта должность остается. Сотрудник собирает полный комплект документов, который можно посмотреть на сайте Управления кадров. |
По сайту: РПД по всему учебному плану должны быть в открытом доступе. Сейчас их можно на сайте видеть только через личный кабинет ППС. Можно ли сделать отдельную выгрузку целиком по образовательной программе? | https://kpfu.ru/isfnmk/uchebnyj-process/osnovnye-obrazovatelnye-programmy - есть в разделе «Учебный процесс» в каждом структурном подразделении. |
РПД: согласование библиотекой. Предложение по каждой образовательной программе сначала утверждать справку об информационно-библиотечном обеспечении образовательной программы, только после этого отправлять на согласование. Программы, иначе, висят месяцами. Сотрудникам библиотеки, соответственно, в первую очередь, просим проверять справки и по ним РПД? | В работе |
Тот же вопрос по количеству часов в зачетных книжках: кто-то пишет аудиторку, кто-то общее кол-во. Переписывать зачетки и ведомости? | В зачетках указывать общее количество часов как в учебном плане. В зачетке можно часы указать так: общ.кол-во ч / ауд.кол-во ч |
Для допсессии в системе вместо индивидуальных разрешений можно ли предусмотреть возможность выдачи разрешение сразу списком на всех должников? Тогда отпадет проблема несостыковок дат сдачи в ведомостях и зачетках с графиком доп.сессии? | Данная процедура индивидуальна. В период допсесии ликвидируется академическая задолжность в индивидуальном порядке (каждый со своим долгом). |
Есть документы, которые по номенклатуре хранятся, например 1 год (в частности, расписаний занятий, сессий). Мы ведь не должны их восстанавливать за все года с 2014-го? | Проверка Рособрнадзром осуществляется не по номенклатуре дел, а по ведению образовательного процесса. |
Будут ли курсовые перед проверкой выкладываться на сайт (как сейчас дипломы)? | На сегодняшний день нет таких требований. |
Какие даты должны быть на курсовых и ВКР? Не позднее сколько дней до защиты? Может ли совпадать дата подписи студента, научного руководителя, заведующего кафедрой и день представления на кафедру? | В соответствии с Приказом №636 от 29.06.2015 г.: п. 36. Организация обеспечивает ознакомление обучающегося с отзывом и рецензией (рецензиями) не позднее чем за 5 календарных дней до дня защиты выпускной квалификационной работы. п.37. Выпускная квалификационная работа, отзыв и рецензия (рецензии) передаются в государственную экзаменационную комиссию не позднее чем за 2 календарных дня до дня защиты выпускной квалификационной работы. |
Авторефераты диссертаций, научные труды аспирантов Выпускники аспирантуры не делают авторефератов, они защищают научный доклад. У нас хранится рукопись научного доклада, отзывы, рецензии, справки (антиплагиат). Авторефераты не хранятся на кафедрах. | Авторефераты не нужны. На кафедрах хранятся только ВКР, отзывы, рецензии, справки (антиплагиат). |
Справка о результатах кандидатских экзаменов за полный прошедший учебный год, данные о защитах кандидатских диссертаций по группам специальностей Как выглядят такие справки, на кафедре их никогда не было. Отдел аспирантуры их выдает каждому аспиранту. | Справки действительно хранятся в Центре подготовки кадров высшей квалификации. |
Возможность фиксации результатов текущего контроля и иных результатов образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата Не понятен данный пункт. Необходим комментарий. | Фиксация результатов текущего контроля и иных результатов образовательного процесса, результатов промежуточной аттестации и результатов освоения программы бакалавриата осуществляется по средством своевременного внесения информации в модуль «Студент», а также на бумажном носителе – зачетно-экзаменационные ведомости надлежаще заполненные и заверенные. |
По абзацу 2 пункта 1 приказа. Точно обозначить периоды, за которые необходимо предоставить запрашиваемые документы, в соответствии с Приложениями 1,2 к приказу. | Указанные в приложениях документы должны быть подготовлены до начала проверки. В соответствии с поручением ректора инициирована внутренняя проверка готовности структурных подразделений документы должны быть представлены в ходе внутренней проверки. |
Просим определить порядок подготовки институтами/факультетом документации по программам аспирантуры в связи с тем, что часть документов (учебные планы и др.) готовятся отделом аспирантуры ДО. | В соответствии с положением Центра подготовки кадров высшей квалификации осуществляется исключительно проверка учебных планов, а разработка всех компонентов ОПОП производится структурным подразделением реализующим конкретную программу. |
Просим предоставить методические рекомендации по подготовке адаптированных образовательных программ. | В ближайшее время будут разработаны и направлены макеты ОПОП адаптированных образовательных программ. |
Четко определить в приказе пункты, выполнение которых возлагается на институты/факультет, и те, которые относятся к компетенции управленческих подразделений. | Приказы по подготовке к предстоящей проверке Рособрнадзора уже имеют разделение на управленческие подразделения и основные структурные подразделения, филиалы, лицеи. |
Что понимать под распорядительным актом организации? По общему смыслу, это акты КФУ (приказы, распоряжения ректора, распоряжения проректора). Для придания силы распорядительного акта актам института/факультета должен быть соответствующий локальный акт о делегировании полномочий. | Распорядительные документы – это документы, в которых фиксируются решения административных и организационных вопросов деятельности организации. Эти документы регулируют и координируют деятельность, позволяют органу управления обеспечивать реализацию поставленных перед ним задач. Речь идет о тех документах, которые руководитель основного структурного подразделения может издавать в соответствии с полномочиями возложенными на него доверенностью ректора КФУ. |
Есть ли необходимость распечатывания всего пакета документов к 15 марта? | Те документы, которые готовы к 15 марта, должны быть в надлежаще заверенном печатном виде. К приезду экспертов Рособрнадзора – все документы должны быть в надлежаще заверенном печатном виде. |
Просим определить общие требования по справках о материально- техническом обеспечении, кадровом обеспечении (расчет целочисленных значений ставок). | Справки о материально- техническом обеспечении, кадровом обеспечении (расчет целочисленных значений ставок) уже имеют требования, они аналогичны при проведении процедур лицензирования и государственной аккредитации. |