Альфина Тагировна Сибгатуллина,
Институт Востоковедения РАН,
Россия, 107031, г. Москва, Рождественка ул., д.12,
alfina2003@yandex.ru
В статье рассматриваются некоторые аспекты трансформации жанра марсия в татарской литературе. Являясь разновидностью восточного панегирика, марсия-элегия восхваляет добродетели известного человека, чья смерть опечалила не только его близких, но и часть общества. В основу жанра заложены две важные линии: 1) морально-мировоззренческая тематика – здесь усопший восхваляется как достойный уважения член общества и перечисляются его добродетели; 2) лирико-эмоциональная направленность – автор марсии излагает собственное мнение об этом человеке и выражает печаль из-за его кончины.
Марсия практически бытовала на всех этапах истории татарской литературы. Можно считать, что корнями она восходит к традициям доисламской тюркоязычной литературы. В процессе формирования марсии заметное влияние имели такие жанры татарского устного народного творчества, как сыктау и баит. Однако все же в основу марсии были положены этико-эстетические принципы арабо-персидской поэзии, поэтому марсия имеет выработанные каноны письменной литературы. Прогрессивные изменения в общественной жизни татар, формирование нового мировоззрения и идеологии, усиление внимания к отдельно взятой личности способствовали активизации и трансформации жанра марсии на определенных этапах истории татарской литературы. В XIX – нач. ХХ вв. в тюрко-татарской письменной литературе наблюдается видоизменение марсии, т.е. ее сближение с другими жанрами: мадхия-ода, тагзия-утешение и стихотворный некролог.
Ключевые слова: татарская литература, панегирический жанр, марсия, мадхия, тагзия, некролог.