Е.С. Ощепкова, Т.В. Ахутина

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносоваг. Москва, 119991, Россия

 

ОРИГИНАЛЬНАЯ СТАТЬЯ

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.68-86

Для цитирования: Ощепкова Е.С., Ахутина Т.В. Связь состояния функций программирования и контроля и развития синтаксиса у детей 8 лет // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2022. – Т. 164, кн. 1–2. – С. 68–86. – doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.68-86.

For citation: Oshchepkova E.S., Akhutina T.V. The connection between executive functions and syntax development in 8-year-old children. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2022, vol. 164, no. 1–2, pp. 68–86. doi: 10.26907/2541-7738.2022.1-2.68-86. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена влиянию нейропсихологического развития ребенка, в частности сформированности у него функций программирования и контроля, на развитие речи. В исследовании приняли участие ученики второго класса одного из лицеев г. Москвы. Для оценки уровня развития речи использовалась методика «Составление рассказа по серии картинок». При этом в рассказах анализировались как общетекстовые, так и синтаксические характеристики. Результаты показали, что в зависимости от уровня развития функций программирования и контроля рассказы детей отличаются по ряду параметров. К ним относятся общетекстовые признаки: смысловая полнота, смысловая адекватность (наличие неполноты и искажений), построение смысловой программы рассказа, количество слов в рассказе, а также синтаксические и грамматические особенности: количество простых и сложных предложений, средняя длина предложения и др.

Ключевые слова: нейропсихологическое развитие, речевое развитие, создание нарративов, составление рассказа по картинкам, синтаксическая сложность речи

Литература

  1. Ахутина Т.В. Нейролингвистика нормы // I Междунар. конф. памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: Фак. психологии МГУ, 1998. – C. 289–298.
  2. Ахутина Т.В. Нейропсихология индивидуальных различий детей как основа использования нейропсихологических методов в школе // I Междунар. конф. памяти А.Р. Лурия: Сб. докл. / Под ред. Е.Д. Хомской, Т.В. Ахутиной. – М.: Фак. психологии МГУ, 1998. – C. 201–208.
  3. Ахутина Т.В. Речевой онтогенез с точки зрения нейропсихологии нормы // Онтогенез речевой деятельности: Норма и патология / Под ред. Л.И. Беляковой. – М.: Прометей. – 2005. – С. 5–11.
  4. Меликян З.А. Особенности переработки зрительно-пространственной информации у детей в норме и с задержкой психического развития: Дис. … канд. психол. наук. – М., 2002. – 183 с.
  5. Фотекова Т.А. Развитие высших психических функций в школьном возрасте. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2004. – 161 с.
  6. Schretlen D.J., Munro C.A., Anthony J.C., Pearlson G.D. Examining the range of normal intraindividual variability in neuropsychological test performance // J. Int. Neuropsychol. Soc. – 2003. – V. 9, No 6. – P. 864–870. – doi: 10.1017/S1355617703960061.
  7. Ахутина Т.В., Пылаева Н. Преодоление трудностей учения: нейропсихологический подход. – М.: Академия, 2015. – 320 с.
  8. Романова А.А. Индивидуально-типологические особенности речи у детей 6–8 лет: Дипл. работа. – М.: Моск. гос. ун-т, 2007. – 98 с.
  9. Выготский Л.С. Мышление и речь: психологические исследования. – М.-Л.: Соцэкгиз, 1934. – 352 с.
  10. Пражский лингвистический кружок: Сб. ст. / Сост., ред. и предисл. Н. А. Кондрашова. – М.: Прогресс, 1967. – 559 с.
  11. Якобсон Р.О. Избранные работы. – М.: Прогресс, 1985. – 455 с.
  12. Якобсон Р.О. Два вида афатических нарушений и два полюса языка // Якобсон Р.О. Язык и бессознательное. – М.: Гнозис, 1996. – С. 27–52.
  13. Лурия А.Р. Основные проблемы нейролингвистики. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1975. – 352 с.
  14. Фотекова Т.А. Нейропсихология дизонтогенеза: Особенности высших психических функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития. – Абакан: Изд-во Хакас. гос. ун-та им. Н.Ф. Катанова, 2009. – 171 с.
  15. Ахутина Т.В., Матвеева Е.Ю., Романова А.А. Применение луриевского принципа синдромного анализа в обработке данных нейропсихологического обследования детей с отклонениями в развитии // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2012. – № 2. – С. 84–95.
  16. Воронова М.Н., Корнеев А.А., Ахутина Т.В. Лонгитюдное исследование развития высших психических функций у младших школьников // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 14. Психология. – 2013. – № 4. – С. 48–64.
  17. Лурия. А.Р. Основы нейропсихологии. – М.: Изд-во Моск. ун-та, 1973. – 380 с.
  18. Корнев А.Н. Основы логопатологии детского возраста: клинические и психологические аспекты. – СПб.: Речь, 2006. – 380 с.
  19. Безруких М.М., Хромова С.К., Зельдович Я.И. Особенности развития речи у детей в 6–7 и в 9–10 лет, с разным профилем латерализации моторных и сенсорных функций // Новые исследования. – 2009. – № 3. – С. 5–14.
  20. Цейтлин С.Н. Язык и ребенок: Лингвистика детской речи. – М.: ВЛАДОС, 2000. – 238 с.
  21. Slaughter V., Peterson C.C., Mackintosh E. Mind what mother says: Narrative input and theory of mind in typical children and those on the autism spectrum // Child Dev. – 2007. – V. 78, No 3. – P. 839–858. – doi: 10.1111/j.1467-8624.2007.01036.x.
  22. Александров Д.А., Ахутина Т.В., Бугрименко Е.А. Бедность и развитие ребенка. – М.: Рукописные памятники Древней Руси, 2015. – 391 с.
  23. Kuchirko Y.A., Schatz J.L., Fletcher K.K., Tamis-Lemonda C.S. Do, say, learn: The functions of mothers’ speech to infants // J. Child Lang. – 2020. – V. 47, No 1. – P. 64–84. – doi: 10.1017/S0305000919000308.
  24. Доброва Г.Р. Вариативность речевого развития детей. – М.: Языки славян. культуры, 2018. – 264 с.
  25. Лурия А.Р., Юдович Ф.Я. Речь и развитие психических процессов у ребенка. – М.: АПН РСФСР, 1956. – 94 с.
  26. Veraksa A., Bukhalenkova D., Kartushina N., Oshchepkova E. The relationship between executive functions and language production in 5–6-year-old children: Insights from working memory and storytelling // Behav. Sci. – 2020. – V. 10, No 2. – P. 52–64. – doi: 10.3390/bs10020052.
  27. Aznar A., Tenenbaum H.R. Spanish parents’ emotion talk and their children’s  understanding of emotion // Front. Psychol. – 2013. – V. 4. – Art. 670, P. 1–11. – doi: 10.3389/fpsyg.2013.00670.
  28. Ornaghi V., Grazzani I. The relationship between emotional-state language and emotion understanding: A study with school-age children // Cognit. Emotion. – 2013. – V. 27, No 2. – P. 356–366. – doi: 10.1080/02699931.2012.711745.
  29. Bates E., Bretherfon I., Beeghly-Smith M., McNew S. Social bases of language development: A reassessment // Adv. Child Dev. Behav. – 1982. – V. 16. – P. 7–75. – doi: 10.1016/S0065-2407(08)60067-1.
  30. Nelson K. Structure and strategy in learning to talk // Monogr. Soc. Res. Child Dev. – 1973. – V. 38, No 1–2. – P. 1–135. – doi: 10.2307/1165788.
  31. Locke J.L. A theory of neurolinguistic development // Brain Lang. – 1997. – V. 58, No 2. – P. 265–326. – doi: 10.1006/brln.1997.1791.
  32. Фотекова Т.А. Состояние вербальных и невербальных функций при общем недоразвитии речи и задержке психического развития: нейропсихологический анализ: Дис. … д-ра филол. наук. – М., 2003. – 382 с.
  33. Ощепкова Е.С. Оценка развития речи у детей: обзор зарубежных методик // Вопр. психолингвистики. – 2020. – № 2. – С. 110–123.
  34. Бурмистрова Н.А., Горобец Е.А. Адаптация субтеста «Грамматические суждения» для нейролингвистического опросника BVL_RU // Научное наследие В.А. Богородицкого и современный вектор исследований Казанской лингвистической школы. – 2018. – Т. 2. – С. 33–36.
  35. Фотекова Т.А., Ахутина Т.В. Диагностика речевых нарушений школьников с использованием нейропсихологических методов. – М.: Айрис-пресс, 2007. – 174 с.
  36. Веракса А.Н., Алмазова О.В., Ощепкова Е.С., Бухаленкова Д.А. Диагностика развития речи в старшем дошкольном возрасте: батарея нейропсихологических методик и нормы // Клиническая и специальная психология. – 2021. – Т. 10, № 3. – С. 256–282. – doi: 10.17759/cpse.2021100313.
  37. Методы нейропсихологического обследования детей 6–9 лет / Под ред. Т.В. Ахутиной. – М.: Секачев, 2016. – 280 с.
  38. Глозман Ж.М. Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста. – М.: Науч.-исслед. центр детской нейропсихологии им. А.Р. Лурия, 2014. – 177 с.
  39. Корнев А.Н., Балчюниене И. Чтение и создание устных текстов у детей с дислексией: языковой или ресурсный дефицит? // Петерб. психол. журн. – 2014. – № 9. – С. 44–70.
  40. Gagarina N., Klop D., Kunnari S., Tantele K., Välimaa T., Bohnacker U., Walters J. MAIN: Multilingual assessment instrument for narratives – revised // ZAS Pap. Linguist. – 2019. – V. 63. – P. 1–35. – doi: 10.21248/zaspil.63.2019.516.
  41. Лурия А.Р. Лекции по общей психологии. – СПб.: Питер, 2004. – 320 с.
  42. Rosselli M., Ardila A., Matute E., Vélez-Uribe I. Language development across the life span: A neuropsychological/neuroimaging perspective // Neurosci. J. – 2014. – V. 2014. – Art. 585237, P. 1–21. – doi: 10.1155/2014/585237.
  43. Marini A., Urgesi C. Please get to the point! A cortical correlate of linguistic informativeness // J. Cognit. Neurosci. – 2012. – V. 24, No 11. – P. 2211–2222. – doi: 10.1162/jocn_a_00283.
  44. Akhutina T.V. Korneev A.A., Matveeva E.Yu., Gusev A.N., Kremlev A.E. The development of integral indices for a computerized neuropsychological test battery for children // Russ. J. Cognit. Sci. – 2019. – V. 6, No 2. – P. 4–19.
  45. Ахутина Т.В., Корнеев А.А., Матвеева Е.Ю. Две стратегии понимания логико-грам­матических конструкций у первоклассников // Вопр. психолингвистики. – 2017. – № 1. – C. 10–29.
  46. Фотекова Т.А. Динамика функций приема, переработки и хранения информации у школьников с нормальным и отклоняющимся развитием // Школа здоровья. – 2002. – № 3. – С. 27–35.
  47. Akhutina T.V., Pylaeva N.M. Overcoming Learning Disabilities: A Vygotskian-Lurian Neuropsychological Approach. – Cambridge: Cambridge Univ. Press, 2012. – 318 p.
  48. Ахутина Т.В. Нейролингвистический анализ лексики, семантики и прагматики. – М.: Языки славян. культуры, 2014. – 424 с.

Поступила в редакцию

31.01.2022

 

Ощепкова Екатерина Сергеевна, кандидат филологических наук, старший научный сотрудник кафедры психологии языка и преподавания иностранных языков

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Ленинские горы, д. 1, г. Москва, 119991, Россия

E-mail: oshchepkova_es@iling-ran.ru

 

Ахутина Татьяна Васильевна, доктор психологических наук, профессор, главный научный сотрудник лаборатории нейропсихологии

Московский государственный университет имени М.В. Ломоносова

Ленинские горы, д. 1, г. Москва, 119991, Россия

E-mail: akhutina@mail.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License