Л.А. Сыченкова1, М.Д. Пирго2

1Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, 420008, Россия

2Независимый исследователь, г. Славянск, 84101, Украина

Полный текст PDF

DOI: 10.26907/2541-7738.2020.6.171-184

Для цитирования: Сыченкова Л.А., Пирго М.Д. Тайна византиниста Дмитрия Айналова // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 6. – С. 171–184. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.6.171-184.

For citation: Sychenkova L.A., Pirgo M.D. The secret of the Byzantinist Dmitry Ainalov. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 6, pp. 171–184. doi: 10.26907/2541-7738.2020.6.171-184. (In Russian)

Аннотация

В статье впервые рассматривается мариупольский период жизни Д.В. Айналова, прослеживается история его семьи, этническое происхождение из крымско-приазовских греков. Впервые вводятся в научный оборот документы личного происхождения, касающиеся генеалогического древа и раннего периода биографии ученого. Генетические корни, связь с греческой культурой, не утраченная в среде приазовских греков, обусловили выбор главной темы его научных исследований – эллинистическое и византийское искусство. На основе архивных документов реконструируется культурная среда семьи, что позволяет объяснить условия, обеспечившие развитие художественных способностей Д.В. Айналова. Доказывается, что ближний круг семьи, в который входили художники, повлиял на формирование визуального мышления Дмитрия, предопределил интерес к изучению искусства. Важным свидетельством художественных способностей Д.В. Айналова является его иконографическое наследие. Уточнение деталей биографии византиниста и историка искусства расширяет существующие представления о его творческой лаборатории, о личных мотивах выбора тематики исследования, делает его историографический образ более объемным и конкретным. В статье ставится вопрос о необходимости написания специального монографического исследования, в котором рассматривались бы все этапы личной и творческой биографии Д.В. Айналова.

Ключевые слова: Д.В. Айналов, этническое происхождение, культурная память, приазовские греки, традиции Эллады, полилингвизм, мариупольский период, история семьи, историография российского искусствознания, иконографическое наследие

Литература

  1. Анфертьева А.Н. Д.В. Айналов: жизнь, творчество, архив // Архивы русских византинистов в Санкт-Петербурге. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1995. – С. 259–312.
  2. Шукурова А.Э. Из эпистолярного наследия Г.С. Дестуниса: письма к Ф.И. Успенскому // Рукописное наследие русских византинистов в архивах Санкт-Петербурга / Под ред. И.П. Медведева. – СПб.: Дмитрий Буланин, 1999. – С. 568–573.
  3. Чернухін Є. Пам’ятки караманлійського письма в Інституті рукопису Націoнальної бібліотеки України імені В.І. Вернадського // Рукописна та книжкова спадщина України. – 2012. – Вип. 15. – С. 3–27
  4. Мариуполь и его окрестности / Подгот. С.А. Калоеровым; репринт. воспроиз. изд. 1892 г. – Донецк: ООО «Юго-Восток, ЛТД», 2007. – 577 с.
  5. Чернухін Є.К. Архів протоієрея Трифілія Карацоглу: першоджерела з історії греків Криму та Надазов'я XVIII ст. у фондах Інституту рукопису Національної бібліотеки України імені В.І. Вернадського. – Київ: Нац. б-ка України ім. В.І. Вернадського, 2016. – 318 с.
  6. Чернухін Є., Пірго М. Зaписки з Маріуполя першої половини XIX ст.: археографічний опис, соціальний профіль та родинні зв’язки укладача // Спеціальні історичні дисципліни: Питання теорії та методики: Зб. наук. праць. – Києв, 2013. – С. 541–563.
  7. Сыченкова Л.А. Основатели музея изящных искусств Казанского университета: Дмитрий Айналов и Алексей Миронов // Вопр. музеологии. – 2012. – № 1. – С. 98–112.
  8. Лисевич М.М. История Казани глазами эрудитов. – Казань: Титул, 2000. – 95 с.
  9. Аджавенко Н.К. Георгий Челпанов. Жизненный путь и научный подвиг. – Мариуполь: ЧАО «Газета “Приазовский рабочий”», 2012. – 256 с.
  10. Папуш А.Д. Є квіти…: Казки і легенди для дітей і дорослих. – Вінниця: Твори, 2018. – 79 с.
  11. Михайлова Д.В. Ф. Хартахай – организатор мужской и женской Мариупольских гимназий во второй половине XIX в. // Педагогика. – 2014. – № 2. – С. 102–106.

Поступила в редакцию

22.09.2020

 

Сыченкова Лидия Алексеевна, доктор исторических наук, доцент кафедры всемирного культурного наследия

Казанский (Приволжский) федеральный университет

ул. Кремлёвская, д. 18, г. Казань, 420008, Россия

E-mail: l.sichenkova@yandex.ru

Пирго Мария Дмитриевна, краевед

Независимый исследователь

ул. Новосодовская, д. 13, г. Славянск, 84101, Украина

E-mail: mpirgos@gmail.com

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.