Э.В. Хилханова

Институт языкознания РАН, г. Москва, 125009, Россия

Полный текст PDF
DOI:
 10.26907/2541-7738.2020.5.261-271

Для цитирования: Хилханова Э.В. Языковая политика в образовании и его роль в сохранении миноритарных языков в России и других странах // Учен. зап. Казан. ун-та. Сер. Гуманит. науки. – 2020. – Т. 162, кн. 5. – С. 261–271. – doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.261-271.

For citation: Khilkhanova E.V. Language policy in education and its role in preservation of minority languages in Russia and other countries. Uchenye Zapiski Kazanskogo Universiteta. Seriya Gumanitarnye Nauki, 2020, vol. 162, no. 5, pp. 261–271. doi: 10.26907/2541-7738.2020.5.261-271. (In Russian)

Аннотация

Статья посвящена языковой политике в образовании и роли образования в сохранении и развитии миноритарных языков. Дается сравнение основных подходов к изучению языков национальных меньшинств в системе школьного образования в России и западных странах: «старый», когда миноритарные языки слабо присутствуют в этой системе, и «новый», который эффективно продуцирует «новых говорящих» – людей, освоивших эти языки в школе. Проблемы школьного преподавания миноритарных языков в России анализируются в широком политическом контексте. В заключении предлагаются меры по улучшению положения миноритарных языков России в сфере образования и подчеркивается их комплексный характер, включающий как инновации в системе образования, так и преодоление «одноязычной идеологии» в сторону идентификации России как многонациональной и многоязычной страны.

Ключевые слова: языковая политика, образование, миноритарные языки, общественное сознание, Россия, Западная Европа, «одноязычная идеология»

Литература

  1. Кибрик А.А. Перспективы малых языков России и соседних ареалов // Языковое единство и языковое разнообразие в полиэтническом государстве: Доклады и сообщения Междунар. конф. / Отв. ред. А.Н. Биткеева, М.А. Горячева. – М.: Языки Народов Мира, 2018. – С. 11–12.
  2. New Speakers of Minority Languages: Linguistic Ideologies and Practices / C. Smith-Christmas, M. Hornsby, M. Moriarty, N. Ó Murchadha (eds.). – Basingstoke: Palgrave McMillan, 2018. – XXI, 295 p. – doi: 10.1057/978-1-137-57558-6.
  3. Educational Provision through Minority Languages: Review of International Research / Pádraig Ó Duibhir, Neasa Ní Chuaig, Laoise Ní Thuairisg, Conchúr Ó Brolcháin. – Dublin: Dep. Educ. Skills, 2015. – 124 p.
  4. Gorter D., Cenoz J. Multilingual education for European minority languages: The Basque Country and Friesland // Int. Rev. Educ. – 2011. – V. 57. – P. 651–666. – doi: 10.1007/s11159-011-9248-2.
  5. Gardner N. The Basque language in education in Spain // Mercator Research Centre on Multilingualism and Language Learning. – 2005. – URL: https://www.euskadi.eus/ contenidos/informacion/dia6/en_2027/adjuntos/publications_in_english/basque_language_ in_education_in_spain_2005_en.pdf, свободный.
  6. van Dongera R., van der Meer C., Sterk R.. Research for CULT Committee – Minority Languages and Education: Best Practices and Pitfalls // Policy Department for Structural and Cohesion Policies. Culture and Education. – Brussels: Policy Dep. Struct. Cohes. Policies Eur. Parliament,  2017. – 104 p.
  7. Люхтерхандт О. Россия на пути к имитации федерализма // Казанский федералист. – 2005. – № 2–3. – С. 204–209.
  8. Nandi A. Parents as stakeholders: Language management in urban Galician homes // Multilingua. – 2018. – V. 37, No 2. – P. 201–223. – doi: 10.1515/multi-2017-0020.
  9. Хилханова Э.В. Витальность и перспективы миноритарных языков: оценочно-прогностические теории и grassroots movements в цифровую эпоху // Языки в полиэтническом государстве: развитие, планирование, прогнозирование: Доклады и сообщения Междунар. конф. – Улан-Удэ: Изд-во БНЦ СО РАН, 2019. – С. 233–237.
  10. Межэтнические отношения и этнокультурное образование в регионах России / Ред. В.А. Тишков, В.В. Степанов. – М.: ИЭА РАН, 2016. – 297 с.
  11. Saarikivi J., Toivanen R. Change and maintenance of plurilingualism in the Russian Federation and the European Union // Cultural and Linguistic Minorities in the Russian Federation and the European Union / Eds. H. Marten, M. Rießler, J. Saarikivi, R. Toivanen. – Springer, Cham, 2015. – P. 3–29. – doi: 10.1007/978-3-319-10455-3.

Поступила в редакцию

12.03.2020

 

Хилханова Эржен Владимировна, доктор филологических наук, доцент, ведущий научный сотрудник Научно-исследовательского центра по национально-языковым отношениям

Институт языкознания РАН

Большой Кисловский пер., д. 1, стр. 1, г. Москва, 125009, Россия

E-mail: erzhen.khilkhanova@iling-ran.ru

 

Контент доступен под лицензией Creative Commons Attribution 4.0 License.