Светлана Михайловна Червонная,

университет имени Николая Коперника (Торунь, Польша),

Polska 87-100, Toruń,ul. Bojarskiego 1,

swetlana@umk.pl.

 

Если деревянные мечети литовских татар, которые составляют основной пласт художественного наследства и важнейший корпус современной сакральной архитектуры этого этнического и религиозного меньшинства, проживающего на землях современной Литвы, Польши и Белоруссии, давно привлекали к себе внимание исследователей и заняли видное место в литературе, посвященной литовским татарам, в описаниях и каталогах памятников их культуры, то сооружение каменных мечетей в данном восточно-европейском регионе изучено сравнительно слабо1. В отличие от массового сельского строительства, оно сводится к отдельным, спорадическим эпизодам и концентрируется в крупных городах, в которых возникают мусульманские общины (Минск, Каунас, Гданьск, проекты каменных мечетей для Вильнюса и Варшавы). Если деревянные мечети являются продуктом народного творчества (народного зодчества и декоративного искусства), то проектирование каменных мечетей становится делом профессиональных архитекторов, которые выдвигаются как из среды литовских татар (С.Криницкий), так из кругов творческой интеллигенции (главным образом, польской), которая активно включается в решение новых задач развития современного исламского культового зодчества на землях, где ислам никогда не был господствующей религией, в европейских городах и мегаполисах, многонациональных и многоконфессиональных по составу населения. Эта сакральная архитектура, история которой начинается в XIX веке, не имеет таких давних исторических традиций, как сельское деревянное культовое зодчество литовских татар, и сталкивается со всем комплексом проблем, касающихся освоения новых строительных технологий, размещения объектов в урбанистической среде, формирования моделей на основе определенной стилевой концепции (стилизаторской или новаторской), какие встают перед архитектурой XX и XXI века. Такие произведения, как сооруженная в 1930-е годы мечеть в Каунасе или завершенная к началу 1990-х годов мечеть в Гданьске, свидетельствуют о благоприятных перспективах развития мусульманского каменного зодчества в восточно-европейском культурном ландшафте.

 

Ключевые слова: ислам в Европе, культура литовских татар, современное мусульманское зодчество, каменные мечети в Польше, Литве, Белоруссии.

 

Статья (полная версия)