В этом году исполняется 60 лет повести Бориса Балтера «До свидания, мальчики» – культовой книге поколения оттепели. Название взято из строчки стихотворения Булата Окуджавы, с которым дружил автор. Её расширенная версия увидела свет в журнале «Юность» (№ 8 – 9, 1962). Успех повести был таков, что на соответствующие номера «Юности» в библиотеках читатели записывались в очередь. В 1963 г. повесть вышла отдельной книгой и была переведена на многие языки.
Действие происходит в 1936 году в черноморском городке Евпатория. Трое друзей проживают последние дни перед окончанием школы. Отношения с родителями, первая любовь и мечты о будущем. Им кажется, что впереди "...ждет только радость, радость неизведанного и непознанного... что за некоей воображаемой чертой только и начнется настоящая жизнь".
Рассказ ведётся от первого лица, время от времени рассказчик оценивает происходящее с высоты уже прожитых лет. Это во многом автобиографическое произведение и в образе главного героя писатель изобразил себя. Он вспоминает беззаботные годы своей юности в приморском городке, безмятежное счастье, любовь, дружбу — все, что было у него в мирной жизни. Война лишила героя всего этого: разлучила с друзьями и любимой, перемолола, перетоптала, закалила и выплавила совершенно другого человека…
В 1964 году режиссёр Михаил Калик снял по книге одноимённый фильм. В него вошли кадры военной кинохроники, с гитлеровским парадом в том числе, прерывающим картины обычной мирной жизни. Черно-белый советский фильм, созданный очень скупыми средствами выражения, полон ностальгии по уходящему детству и предчувствием неминуемой катастрофы. Фильм хорош, но лучше смотреть его уже после прочтения книги. Тогда многое становится понятным. После эмиграции режиссёра в Израиль (1971) фильм запретили к показу в СССР. В полном авторском варианте он дошёл до зрителей в конце 1980-х годов.
Настоящей удачей фильма стала музыка Микаэла Таривердиева. Композитор писал: «Я долго думал, как делать музыку к этой картине о трех мальчишках. Они только начинали жить, пробовали жить. И поэтому я решил, что музыка появляется сначала как бы неоформленной. Как бы говоря, что вот я не знаю, какая она должна быть, жизнь. Я знаю одно – впереди меня ждет только радость. И я просто пробовал, не думая, что это и будет началом фильма. Мы записали эскиз. Он и стал увертюрой фильма. В ней не было слов. Только мотив, в котором скрыта фраза «До свидания, мальчики!» – па-па-рам-папарарам. Слова есть в ритме фразы, которая даже не пропета, а как бы промурлыкана. Слова появляются в самом конце фильма. Я снова напеваю этот мотив. Колеса стучат, девочка бежит берегом моря и кричит: «До свидания, мальчики!» И колеса, колеса...»
Первое издание книги имеется в нашей библиотеке в числе изданий последующих лет.
Таривердиев: музыка к х/ф «До свидания, мальчики» (1964):