Особенно актуален призыв обзавестись всевозможными словарями и справочниками по грамматике сегодня, 8 сентября, когда во всем мире отмечается Международный день грамотности.
Часто можно слышать, что современные молодые люди просто разучились грамотно писать и говорить. А как обстоят дела с грамотностью у студентов КФУ?
- Охарактеризовать всех студентов сразу невозможно, – выразила свою точку зрения профессор кафедры русского языка и прикладной лингвистики Института филологии и межкультурной коммуникации Ирина Ерофеева. – Многое зависит от того, на какой специальности учится тот или иной студент. Ясно, например, что у тех, кто поступает к нам, в Институт филологии и межкультурной коммуникации, уровень грамотности выше - ведь они изучают язык профессионально.
Однако, по словам Ирины Валерьевны, уровень грамотности – вещь совершенно индивидуальная, и говорить, что представители каких-то профессий, специальностей чаще допускаю ошибки, нельзя.
- Каждый случай индивидуален, - пояснила она. - Кто-то грамотный от природы, кто-то пишет без ошибок, поскольку много читает.
Кстати, по замечанию Ирины Ерофеевой, винить в низком уровне грамотности преподавателей не стоит:
- На самом деле, большую роль тут играют экстралингвистические факторы: с развитием компьютерных технологий изменилось отношение к чтению - ребята стали меньше читать. Дети либо находят краткое содержание в интернете, либо, если и читают, то в электронном варианте. А ведь в текстах, которые представлены в глобальной сети, содержится большое количество ошибок.
Среди причин, по которым общий уровень грамотности сегодня не на самом высоком уровне, Ирина Ерофеева называет не только снижение интереса к чтению, но и большое количество ошибок в СМИ, а также увлеченность ребят социальными сетями.
- Например, ВКонтакте дети общаются на сленге, и постепенно снижается общий уровень языковой культуры, - поясняет она.
Но дело не только в сленге: у увлеченных виртуальной реальностью детей страдает логическое мышление, а значит, воспринимать легко объяснимые правила постановки знаков препинания им сложно.
Виной низкого уровня грамотности стал и огромный поток информации, который обрушивается сегодня на детей: им нужно столько всего узнать, столько изучить, что на русский язык, ошибочно кажущийся таким простым, просто не остается времени.
Эксперт считает, что повысить уровень грамотности все же можно в любом возрасте.
- Первый совет, который можно дать, – отмечает Ирина Ерофеева, – пойти к специалисту и начать заниматься.
Тем же, кто не имеет возможности посещать занятия с преподавателем, на помощь придут различные справочные пособия, например, "Справочник по правописанию, произношению, литературному редактированию" под редакцией Дитмара Розенталя.
Так что вооружайтесь Розенталем! И будьте грамотнее!