В этом году успехи КФУ в рейтинге QS дополнились присвоением университету трех звезд по итогам аудита научной и образовательной деятельности, проведенного компанией Quacquarelli Symonds Limited (Великобритания) (QS-Stars).
QS-Stars ориентирован на абитуриентов всего мира. Он является традиционным источником получения информации для тех, кто находится в поиске места будущей учёбы ‑ вузов, обладающих наилучшими условиями для личностной реализации в образовании, науке, творчестве, спорте. Ранжирование проводится по 50 позициям, среди которых как статистические данные, так и опросы мнения различных категорий людей, в частности, работодателей, представителей академического сообщества. Оценка успешных университетов в рейтинге ‑ от одной до пяти звезд. Пять звезд ‑ это самый высокий рейтинг.
А три звезды означают, что вуз является хорошо известным в своей стране и также имеет международное признание. Это учреждение поддерживает авторитетный уровень исследований, и его выпускники являются привлекательными для работодателей.
По информации Центра перспективного развития КФУ, аудит проводился с 9 апреля по 17 июля. Университетом был представлен существенный пакет информации, касающейся международной деятельности, качества преподавания, публикационной активности, патентной деятельности, партнёрства с ведущими университетами, трудоустройства выпускников, инфраструктуры университета, реализуемых социокультурных проектов.
Направления деятельности университета были оценены следующим образом:
Инфраструктура | 5 звезд |
Инновации | 5 звезд |
Трудоустройство | 4 звезды |
Образование | 3 звезды |
Интернационализация | 3 звезды |
Доступность | 3 звезды |
Исследования | 2 звезды |
Специализация (естественные науки) | 1 звезда |
Итоговый рейтинг | 3 звезды |
А теперь подробнее о каждом направлении и рекомендациях аудитора.
По результатам аудита такое направление, как "Исследования", рассматривается в качестве основной области для улучшения. Заметим, из всех основных категорий Казанский федеральный университет получил сравнительно низкий рейтинг - две звезды ‑ именно в этой категории, так как показатель - "0,6 цитирования на 1 преподавателя" считается низким.
Для неанглоязычных стран увеличение числа публикаций, которые имеют резюме (abstracts) на английском языке, могло бы быть крайне полезно для повышения их "видимости" при поиске. Участие в международных конференциях, увеличение количества опубликованных работ и продвижение исследовательской деятельности университета - все это можно назвать ключевыми стратегиями по улучшению данного показателя. Привлечение профессоров мирового уровня для работы в университете могло бы также поспособствовать повышению показателя "Исследования".
В категории "Образование?" Казанский федеральный университет продемонстрировал хорошие результаты, оцененные в три звезды. Значительная часть сотрудников имеет докторские звания, но соотношение преподаватель/студент не позволило присвоить по этому показателю максимально возможные оценки. Стратегия, ведущая к потенциальному улучшению результата в этой категории, - увеличение количества таких учебных курсов, которые бы побуждали студентов продолжать свое обучение в дальнейшем в выбранной области.
В категории "Интернационализация" университету были присвоены также три звезды. Предложения по улучшению этого показателя включают в себя: рост числа соглашений об обмене студентами; увеличение доли иностранных студентов и преподавателей.
Категория "Трудоустройство" ‑ четыре звезды. Университет имеет превосходный показатель по трудоустройству выпускников. Кроме того, службы, содействующие трудоустройству (имеющиеся в университете), дают шанс студентам воспользоваться их услугами с относительной простотой.
В этой сфере также есть возможности для улучшения, так как университет получил всего 24 рекрутерских номинаций в Глобальном опросе работодателей QS (QS Global Employer Survey). Аудитор рекомендует более тесно сотрудничать с компаниями и предоставлять в QS каждый год обновленный список работодателей, готовых к положительным отзывам об университете.
Категория "Инфраструктура" ‑ пять звезд. У Казанского университета прекрасная инфраструктура. Аудиторы отметили наличие спортивных сооружений у вуза, а также большое число компьютеров, доступных для студентов. Более того, во всех комнатах общежитий есть выход в Интернет. Идут студентам на пользу и хорошие инвестиции в библиотеку для приобретения новых книг, хотя дополнительное финансирование позволило бы улучшить результаты в дальнейшем. Эти вложения могли бы способствовать формированию великолепной образовательной среды и еще выше поднять рейтинг университета в данной категории.
Категория "Специализация" ‑ одна звезда. Аккредитация некоторых курсов по экономической теории, менеджменту и гуманитарным наукам как в национальных, так и в международных агентствах, позволили присвоить университету всего одну звезду. Академическое признание превосходства университета в ключевых предметных областях может потенциально возрасти, если эти предметы смогут попасть в предметный рейтинг QS.
Категория "Доступность" ‑ три звезды. Достоинством является тот факт, что студенты с низким уровнем дохода получают стипендии. Более позитивный рейтинг может быть достигнут за счет облегчения доступа в университет для людей с ограниченными возможностями, а также выравнивания гендерного баланса студентов.
Наконец, категория "Инновации" ‑ пять звезд. Университет имеет большое количество патентов и активно сотрудничает с промышленными предприятиями. В дальнейшем стоило бы сосредоточиться на создании малых предприятий, приносящих доход университету, и содействии развития предпринимательства в регионе.
Добавим, что в рейтинге QS-Stars обладателями трех звезд являются такие российские университеты, как Московский государственный институт международных отношений, Нижегородский государственный университет им. Н.И.Лобачевского, Высшая школа экономики и Сибирский федеральный университет.
Самая высшая категория, присуждаемая по результатам подобного аудита, - "пять звезд+". На данный момент она присвоена только семи вузам мира, в том числе:
Университет | Позиция в мировом рейтинге QS 2013 г. |
Массачусетский технологический институт | 1 |
Национальный университет Сеула | 35 |
Университет Монреаля | 92 |