В течение трёх дней в КФУ проходит II Международная студенческая олимпиада по социальной педагогике. Торжественное открытие состоялось 5 апреля года в Институте психологии и образования КФУ. Вот уже восьмой год кафедра педагогики (ранее кафедра общей и социальной педагогики ИПО КФУ) под руководством Розы Валеевой – профессора, доктора наук, президента Российского общества Януша Корчака, – собирает студентов со всей страны, чтобы проверить навыки будущих учителей в социальной педагогике.
Как рассказала сама профессор Валеева, в первый год проведения олимпиады ее участниками стали всего две команды из Татарстана. Теперь же, по прошествии восьми лет, в ней участвуют не только татарстанцы, но и студенты Московского государственного психолого-педагогического университета, Московского государственного педагогического университета, Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена (Санкт-Петербург), Башкирского государственного университета, Чувашского государственного педагогического университета, Вологодского государственного университета, Нижегородского государственного университета.
На торжественном открытии II Международной студенческой олимпиады по социальной педагогике от имени ректора участников и гостей олимпиады приветствовал первый проректор КФУ Рияз Минзарипов. Он пожелал всем контестантам успешного участия и интересных соревнований. Директор Института психологии и образования КФУ Айдар Калимуллин присоединился к пожеланиям, а также рассказал о стратегии развития института, о современных программах педагогической подготовки, разрабатываемых в ИПО КФУ, и о продвижении КФУ в международных рейтингах университетов мира. Профессор Роза Валеева как главный организатор олимпиады и председатель жюри говорила о важности принятия ребёнка как полноценного человека, о важности заботы и поддержки детей.
Тематика соревнований в этом году тесно связана с личностью выдающегося педагога, гуманиста, философа прошлого столетия – Януша Корчака. Его подвиг во время Второй мировой войны, его самоотверженность в защите прав ребёнка до сих пор являются примером того, как идеи гуманизма важны в работе с детьми самых разных категорий сложности. Напомним, что во время Второй Мировой войны Януш Корчак погиб в лагере смерти Треблинка вместе со своими воспитанниками и воспитателями, не желая оставлять их в самый тяжёлый момент их жизни и до последнего момента стремясь оградить детей от ужаса ожидания смерти.
Идеи работ и жизни Януша Корчака встречались во многих вопросах и заданиях олимпиады. Участникам пришлось основательно подготовиться – перед началом соревнований каждый из студентов подробно изучил биографию выдающегося педагога и принципы его работы с детьми, легшие в основу профиля подготовки «Социальная педагогика».
В течение этих трёх дней участники живут по весьма насыщенной программе. Только в первый день соревнований, по завершению первого конкурса «Визитка», в котором студенты представили на суд высокого жюри заранее подготовленные презентации своих команд, для участников провели подробную экскурсию по Институту психологии и образования КФУ, показали новые современно оборудованные научные центры, симуляционные учебные кабинеты и другие интересные с точки зрения инновационного развития института технологии. Затем экскурсионная программа продолжилась – гостей города пригласили на тур по историческим местам Казани.
К слову, не все три дня олимпиады студенты проводят в стенах Института психологии и образования – основные этапы разворачиваются на территории лагеря «Заречье» (пос. Залесный). Здесь нам удалось в неформальной обстановке пообщаться с членами команд и их руководителями и узнать об их впечатлениях.
Владимир Плешаков (профессор кафедры социальной педагогики и психологии факультета педагогики и психологии МПГУ, доцент, кандидат педагогических наук, автор теории киберсоциализации человека, главный редактор информационно-просветительского интернет-портала «Homo Cyberus»):
Наш университет участвует в олимпиаде по социальной педагогике вот уже третий год, и могу сказать, что организация здесь на очень достойном уровне. Нашим студентам очень понравилась экскурсия, организованная по Институту психологии и образования КФУ. Хочется отметить высокий уровень развития технологической базы подготовки педагогов в КФУ. Просторные аудитории с современным оборудованием и интересные образовательные программы, безусловно, привлекательны для будущих учителей. И это особенно значимо, поскольку сейчас, когда скорость и способы восприятия информационных потоков изменяются, простой теоретической подачи обучающего материала недостаточно».
С ним согласен и старший преподаватель факультета социальной коммуникации МГППУ, и.о. зам. декана по внеучебной работе Артём Шилин:
«Сейчас, безусловно, наступило время высоких технологий и современных нововведений в системе образования. Но не стоит забывать и о тех педагогах, чей опыт формировался годами практики в школах. Они являются основными трансляторами базовых гуманистических, моральных ценностей не в меньшей степени, чем молодые представители когорты учителей. Важно это помнить и прислушиваться к их мнению.
Одной из наших задач является ознакомление студентов с как можно большим количеством новых социальных ситуаций, сфер профессиональной реализации. Мы хотим, чтобы они на примере других городов смогли ознакомиться и понять для себя те области, где они смогут себя потом применить».
Тех же целей придерживаются и организаторы, поэтому всё расписание соревновательной программы сосредоточено на том, чтобы участники не только проявили свои знания и умения, но и почерпнули новые – обмениваясь опытом друг с другом и старшими наставниками.
Добавим, что традиция проведения столь масштабной олимпиады по социальной педагогике будет, несомненно, продолжена. На следующий год ожидается еще больший приток участников – и это при том, что вернуться на соревновательную площадку ИПО КФУ намерены представители каждого из участвующих сегодня вузов.