20 ноября 2014
КФУ был представлен на Всероссийском совещании "Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе"

17-18 ноября 2014 года в Российской академии наук обсудили содержание исторической науки и подходы к ее преподаванию в рамках всероссийской конференции «Состояние и перспективы исторического образования и науки в общеобразовательной и высшей школе». Организаторами конференции стали общероссийская общественная организация «Ассоциация учителей истории и обществознания» и Институт всеобщей истории Российской академии наук. Мероприятие было проведено при поддержке Министерства образования и науки Российской Федерации.

Казанский (Приволжский) федеральный университет на форуме представлял д.и.н., профессор кафедры истории России и стран ближнего зарубежья, куратор направления «Педагогическое образование» отделения «Институт истории» ИМОИиВ  Олег Синицын, который выступил в дискуссиях на круглом столе и на одном из секционных заседаний с докладом «Разработка и внедрение в ИМОИиВ К(П)ФУ учебных планов "История и иностранный язык", "История и обществознание" по направлению "Педагогическое образование" (бакалавр с двумя профилями подготовки) в рамках ФГОС-3+».

Открыл работу конференции академик Александр Оганович Чубарьян, Председатель Ассоциации, директор Института всеобщей истории РАН. Затем участников конференции приветствовал Министр образования и науки Российской Федерации Дмитрий Ливанов: «Перед нашей школой стоит сегодня задача обновления исторического образования, обеспечения его соответствия последним научным результатам и стандартам, принятым в историческом научном сообществе. Одной из приоритетных тем обсуждения в рамках данной конференции станет применение в учебной практике концепции нового учебно-методического комплекса отечественной истории». Министр отметил, что новые учебники истории, которые будут использоваться в школах, должны стать современным ресурсом для обучения детей и нести ключевые образцы патриотизма и культуры. «Необходимость переоценки подходов к преподаванию истории вызвана множеством объективных причин – от развития научных дисциплин, в том числе, исторических, до изменения получателей новых знаний – школьников и студентов, – пояснил Дмитрий Ливанов. – Специалисты называют современных учащихся «поколением информационной революции». Отправной точкой для подготовки новой концепции преподавания истории стало поручение Президента Российской Федерации Владимира Путина, сделанное им 19 февраля 2012 года на заседании Совета по межнациональным отношениям. В нем говорилось о необходимости подготовки единых учебников истории, построенных в рамках единой концепции и единой логики непрерывной российской истории. В ходе подготовки новой концепции сформулированы необходимые принципы, проведено широкое обсуждение, в котором приняли участие ученые-историки, лучшие учителя России. Основой концепции стал историко-культурный стандарт, содержащий информацию о событиях, датах и фактах о ключевых фигурах Российской истории. Ее проект был одобрен на заседании Совета Российского исторического общества 30 октября 2013 года и окончательно утвержден на собрании общества в мае 2014 года.

«Важно понимать, что введение единообразия в преподавании исторической науки не подразумевают единомыслия, – уточнила Первый заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Наталья Третьяк. – Мы говорим о единой логике школьного курса истории, о взаимосвязи всех этапов развития российской государственности. Она пояснила, что концепция нового учебного исторического комплекса становится основой для разработки примерных рабочих программ по истории, а также подготовки и переподготовки учителей.«Мы не ставим вопрос – сколько должно быть учебников, – отметила Наталья Третьяк. – Важно, что все они должны соответствовать принятой концепции». В настоящее время в федеральном перечне учебников – 75 учебников по общей истории и истории России. Их соответствие новой концепции определит рабочая группа Российского исторического общества, в составе которой ученые и эксперты Российской академии наук, Российской академии образования, МГИМО, Росархива, а также представители учительских ассоциаций. Результаты работы группы будут представлены до 1 марта 2015 года.

С изменениями в подходах к преподаванию истории в общеобразовательных школах будут синхронизированы изменения в контрольно-измерительных материалах ЕГЭ по истории. Из них будут исключены вопросы с потенциальной конфликтогенностью, а в будущем будут добавлены задания по истории регионов. Глава Рособрнадзора Сергей Кравцов рассказал, что ведомство создало рабочую группу для изучения вопроса введения единого государственного экзамена по истории в число обязательных для выпускников российских школ, напомнив, что 12 сентября на заседании президиума Российского исторического общества его председатель,  спикер Госдумы Сергей Нарышкин, предложил рассмотреть возможность введения в школе обязательного ЕГЭ по истории на базовом уровне.

На Пленарном заседании с приветствиями и докладами выступили член-корреспондент РАН, ректор Российского государственного гуманитарного университета Ефим Пивовар, ректор Московского городского педагогического университета Игорь Реморенко, профессор Ярославского государственного педагогического университета Андрей Соколов, член-корр. РАН, зам директора ИВИ РАН, президент РОИИ Лорина Репина, профессор, директор Уфимского научного центра РАН Айслу  Юнусова, исполнительный директор Высшей академической школы исторических исследований Ольга Воробьева.

В работе конференции приняли участие более 200 участников, в числе которых ректоры гуманитарных ВУЗов, деканы и заведующие кафедрами исторических факультетов ВУЗов, руководители региональных отделений Ассоциации учителей истории и обществознания, ведущие учителя. В  ходе работы двух больших секций обсуждены вопросы влияния исторического знания на формирование гражданского общества, значение исторической науки в системе современного и среднего образования и приняты рекомендации по: проблемам преподавания истории в средней школе в контексте введения «Концепции нового учебно-методического комплекса по отечественной истории»,преподавания в средней школе так называемых «трудных вопросов истории России», введением федерального государственного образовательного стандарта высшего образования по направлению подготовки «История» (ФГОС 3+),возможность создания на базе ВУЗов сетевых центров по перспективным направлениям современных исторических исследований.

Источник информации: Синицын О.В. профессор кафедры истории России и стран ближнего зарубежья