17 ноября 2014
Российские учёные предлагают "оцифровать" историю

Вопросы исторической достоверности давно перестали быть уделом ученых, сегодня история – это один из инструментов управления народным самосознанием. Пятого ноября на встрече с молодыми учёными и преподавателями Владимир Путин отметил, что сегодня «предпринимаются попытки перекодировать общество во многих странах, в том числе перекодировать общество нашей страны, а это не может быть не связано с попытками историю переписать, «причесать» её под чьи-то геополитические интересы». О том, какой вклад смогут внести учёные-историки в формирование мировоззрения россиян, говорили на круглом столе «Роль исторической науки в развитии современного общества», организованном МИА «Россия сегодня».

Факты против интерпретаций

Принцип верификации также должен лечь и в основу школьного образования, по мнению экспертов. При этом для школы не должно быть «важных и неважных» исторических периодов. «Ни в коем случае не надо замалчивать какие-то негативные стороны истории, их надо объяснять», – отметил Карпов. И новые учебные материалы помогают это сделать, ведь помимо текстового учебника предусмотрено создание мультимедийного комплекса, к помощи которого сможет прибегнуть ученик, если заинтересуется темой и захочет глубже её изучить, подчеркнул историк.

Как заметил декан исторического факультета МГУ им. М.В, Ломоносова, академик РАН Сергей Карпов, сегодня в российском обществе сосуществуют две противоположные тенденции. Часть россиян увлекается историей, причем не мифами, а историей, основанной на фактах и достоверных свидетельствах, но в то же время растёт число исторически безграмотных россиян. При этом оценку любому событию прошлого готов дать каждый. «Дилетантизм, проникающий в науку, приносит огромный вред», – уверен Карпов. – «Надо избавляться от синдрома всезнайства».

Проблема заключается в том, что в сонме интерпретаций исторически безграмотный человек не способен сориентироваться. «Меня очень беспокоит градус противостояния в обществе, и мне кажется, что как раз научное знание и должно стать той доминантой, которая способна примирить противоположные точки зрения», – подчеркнул заместитель директора по научной работе Института российской истории РАН Сергей Журавлёв.

Ответ историкам видится в создании системы, которая будет давать каждому человеку доступ к историческим источникам. «История базируется на одном очень важном фундаменте – глубинном источниковедении, потому что без знания источника невозможно постижение настоящих фактов», – уверен Карпов.

«Нужно создавать большие базы данных, заботиться о рассекречивании архивов и расширении исторического мультимедийного пространства, чтобы каждый человек имел возможность зайти на верифицированный сайт Академии наук или университета и увидеть реальный документ», – добавил он.

Учимся не для школы, а для жизни

Но история – это лишь одна часть того фундамента, на котором строится истинное, глубокое понимание своей страны и любовь к ней. Помимо истории основу патриотического воспитания составляют ещё две школьные дисциплины– родной язык и литература и география. «Это три доминанты должны быть выделены в школьном образовании, и тогда мы можем формировать патриотическое мировоззрение в широком смысле», – сказал Сергей Карпов.

Но абстрактное изложение фактов ведёт к формализации знания и, следовательно, не будет вызывать у учащихся чувства соучастия, не будет им интересно. Значит, невозможно обойтись без интерпретации истории, обобщения и объяснения событий. «Мы должны знать и говорить, что существует вектор истории, что есть направляющие, формообразующие вещи», – отметил Карпов.

Встаёт задача создания таких педагогических подходов, которые показали бы школьнику, как можно интерпретировать и обобщать материал, не толкая его к принятию определённой точки зрения. Ведь от того, как человек воспринимает свое прошлое, зависит его видение себя и окружающих, понимание своей миссии. «С одной стороны, вводится историографический аспект, с другой – подходы не должны навязываться, учебник призван побудить школьника рассуждать, – пояснил Сергей Журавлёв, уточнив, что такой подход можно использовать в отношении старшеклассников, которые уже могут воспринимать разные точки зрения.

«Выражая озабоченность положением дел в области истории, общественность на самом деле обеспокоена не правдивым изложением прошлого в наших книжках, она переживает за собственное будущее, за будущее нашей страны», – подытожил Юрий Никифоров, заведующий научным сектором Российского военно-исторического общества.

С чего начинается Родина?

Но история – это лишь одна часть того фундамента, на котором строится истинное, глубокое понимание своей страны и любовь к ней. Помимо истории основу патриотического воспитания составляют ещё две школьные дисциплины– родной язык и литература и география. «Это три доминанты должны быть выделены в школьном образовании, и тогда мы можем формировать патриотическое мировоззрение в широком смысле», – сказал Сергей Карпов.

И, как отметил Журавлёв, в России сейчас бурно развивается краеведческое движение. Многие люди в регионах увлечены историей своего края и могли бы делиться своими знаниями с туристами. «К сожалению, пока это мощное движение снизу существует параллельно исторической науке. Существует Союз краеведов России, но он мог бы совершенно по-другому заработать, будь у него серьёзное методическое руководство и хотя бы минимальная финансовая подпитка», – говорит Журавлёв. К тому же местные жители могут рассказать о красотах своего края туристам лучше, чем любой путеводитель, ведь «краеведение и историко-культурный туризм – это звенья одной цепи», – уверен он.

«Самое главное – знание страны, кто в ней живёт, на каких языках разговаривает, каким богам молится», – уверен директор Института этнологии и антропологии РАН и член Русского географического общества Валерий Тишков, поэтому поездки по стране, знакомство с её жителями, с её красотами обязательно должны присутствовать.

Источник информации: Наука и технологии РФ