07 июля 2014
Евгений Евтушенко: "Всемирная отзывчивость - вот наша русская идея"

Поэт в России - больше, чем поэт.
В ней суждено поэтами рождаться
лишь тем, в ком бродит
гордый дух гражданства,
кому уюта нет, покоя нет.
Поэт в ней - образ века своего
и будущего призрачный прообраз.


Е. А. Евтушенко.

Сегодня, 7 июля, в  сквере Казанского университета в рамках проекта «Литературный дворик»  выступил Евгений Евтушенко.

В наше время невозможно представить себе человека, не знающего о творчестве этого замечательного поэта. Его пронзительные произведения - «Казанский университет», «Бабий яр», «Ярмарка в Симбирске», «Братская ГЭС», «Идут белые снеги…» и многие другие - не могут оставить равнодушными людей, независимо от их социального статуса и национальности. Не зря Евгения Евтушенко называют классиком при жизни.

В сквере возле КФУ в  этот солнечный день собрались казанские  поэты, музыканты, артисты театра и  просто любители творчества Евгения  Евтушенко. Все они с воодушевлением ждали его приезда к памятнику М.Т.Нужину и наслаждались предшествовавшей встрече обширной концертной программой.

Со сцены читали стихи великих поэтов: Александра Пушкина, Сергея Есенина, Владимира Маяковского, Габдуллы Тукая, Мусы Джалиля, Анны Ахматовой, Марины Цветаевой. В рамках программы было исполнено и множество стихов собственного сочинения, а также музыкальных номеров. На праздник творчества приехал даже гость из Украины  - финалист проекта «Голос» этой страны Вячеслав Рыбиков. Не остались в стороне и студенты КФУ, выходившие на сцену со своими номерами.

Наконец, спустя два часа после начала концерта, со стороны главного здания показалась фигура самого Евгения Евтушенко. Сгорбленный под тяжестью лет поэт удивительно преобразился, когда начал общаться с почитателями своего творчества. Поразительно молодые и светлые глаза и задорный характер Евтушенко заставили забыть всех о его возрасте. Он сразу же попросил казанцев прочитать ему что-нибудь из их стихов.

Один из молодых людей спел замечательную лирическую песню собственного сочинения. Было видно, что Евтушенко она понравилась. «Я всегда завидовал тем поэтам, которые играют на музыкальных инструментах, - признался он. – Поэт, у которого есть инструмент, уже не одинок».

Пожелала прочитать Евтушенко свои стихи и студентка КФУ. Девушка заметно волновалась и, чтобы не забыть слова, захватила с собой телефон. Это не укрылось от внимания мэтра. «Вы знаете, мне впервые читают стихи с айфона», - обратился он к ней, улыбаясь.

Высоко оценив творчество казанцев и дав им несколько советов  на будущее, поэт решил поговорить о  важной во все времена теме, затронутой им во многих своих произведениях, - религиозной и национальной нетерпимости. «Вы знаете, я полюбил Братскую ГЭС и даже посвятил ей стихотворение, потому что это замечательное творение рук человечества, где работали представители практически всех национальностей Советского Союза, и никогда между ними не было ссор, - рассказал Евтушенко. – Мы никогда не победили бы Гитлера, проповедовавшего расизм и национализм, если бы не наше интернациональное участие в войне».

С болью говорил поэт об Украине. «Нельзя называть украинцев  бандеровцами, коллаборантами, также как и русских – оккупантами, - подчеркнул он. – Наши предки – украинцы и русские – лежат в одних могилах. Я был в 96 странах мира и не видел ни одной плохой национальности. Есть плохие люди».

Говоря о современной  России, Евтушенко заметил, что наше государство не должно опускаться до уровня других стран, позволяя себе то же, что и они, «эту великодержавную спесь», ведь время рано или поздно расставит все на свои места. «Мы не должны самоизолироваться, - считает поэт. – Всемирная отзывчивость – вот наша русская идея».

И как бы в подтверждение  своих слов прочитал стихотворение «Проверка потопом».

Когда Евтушенко читал, мурашки пошли по коже, было слышно, как его усиленный микрофоном голос разносится далеко окрест и словно обволакивает все вокруг. Такая сила и особая энергетика может быть только у великих творцов, читающих свои произведения перед любящей их публикой. Вот отрывок из зачитанного им:

История наша –  
сплошное кочевье  
на шаре земном –  
ненадёжном ковчеге.  
 
И мы устоим ли  
назло мизантропам  
в проверку потопом,  
в проверку потопом?  
В потоп отвратительно мародёрство,  
начальственной деятельности  
притворство,  
А кто не впадает порою в отчаянье  
во льду равнодушья,  
без веры в оттаянье?  
Мы часто друг к другу завистливы, злобны,  
так дохристианны,  
так междоусобны  
и тонущих рядом спасать не способны. 

За чей-то успех мы готовы загрызть, 
и 
мы в бедности тонем, 
в богатстве, 
в корысти. 
Позорная мания чуть ли не в каждом 
придумывать снова врагов из сограждан. 

(…)

Было заметно, что Евтушенко не хочет уезжать. Меньше часа оставалось до его выступления на сцене Татарского академического государственного театра оперы и балета им. М.Джалиля, когда он покинул сквер Казанского университета. Он тепло попрощался и обещал вернуться…

 

Источник информации: Наталья Дорошкевич, фото Алины Искандеровой, Пресс-центр
Комментарии
Википедия 10.07.14, 16:04
+2 
Андрей Тарковский, прочитав "Казанский университет" Евтушенко, в своих дневниках писал: 2Случайно прочёл... Какая бездарь! Оторопь берёт. Мещанский Авангард... Жалкий какой-то Женя. Кокетка. В квартире у него все стены завешаны скверными картинами. Буржуй. И очень хочет, чтобы его любили. И Хрущёв, и Брежнев, и девушки"[
И я там был 08.07.14, 15:31
+4 
-1 
Если честно, то от многих поэтов, действительно, "вяли уши". Поддерживаю Лию Ефимовну!
физик-2 08.07.14, 15:19
+2 
Жаль, что не предупредили нас заранее. Уже в который раз пропускаю интересное.
Вячеслав Зубаков 08.07.14, 14:12
+1 
-2 
Хотелось бы уважаемой Лие Бушканец, в ответ на её критику местных поэтов, ответить словами того, именем которого она прикрывает свою критику: Поэт в России - больше, чем поэт... Всех - с Поэзией души!
Лия Бушканец 08.07.14, 11:07
+7 
-3 
В Е Евтушенко, несмотря на болезнь, до сих пор потрясает масштаб личности. Но практически все местные поэты, выступавшие вчера, вызвали у меня как филолога чувство ужаса, в лучших случаях - истерического смеха.