04 февраля 2014
Чтобы стать конкурентоспособными, ведущим вузам стоит объединять усилия

В Высшей школе экономики 3 февраля состоялась встреча ректоров вузов-участников программы повышения международной конкурентоспособности «5/100». Обсуждались возможности преодоления финансовых, нормативных и прочих ограничений, а также перспективы сетевого взаимодействия.

У 15 вузов, участвующих в программе «5/100», с первых дней работы возникли проблемы, ограничивающие их возможности по решению поставленных задач. Это связано и с недостатком ресурсов (финансовых, инфраструктурных и прочих), и с различными правовыми нормами, ограничивающими свободу маневра, например, при найме преподавателей или реализации совместных проектов. Как отметил заместитель министра образования и науки РФ Александр Повалко, его министерство хотело бы получить от ректоров предложения по решению этих проблем. Некоторые решения зависят и от других органов власти — на встрече также присутствовали заместитель министра труда РФ Любовь Ельцова и статс-секретарь — первый заместитель руководителя Федеральной миграционной службы Екатерина Егорова.


Основная проблема — сокращение изначально запланированного финансирования проекта. Как отметил ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов, привлечение в университеты сильных исследователей возможно только если предложить им достойную зарплату. Ректоры считают необходимым в рамках модификации государственной программы «Развитие образования» на 2013-2020 годы восстановить изначальные цифры финансирования проекта, которые министр образования и науки изначально представлял премьер-министру. Без этого не удастся реализовать задачи, поставленные правительством.

Однако на сегодняшний день есть и другие ограничения. Например, даже в ведущих вузах недостаточно развита инфраструктура — почти ни у кого нет единого кампуса, не хватает общежитий. Ректор Казанского (Приволжского) федерального университета Ильшат Гафуров пожаловался, что в его университете есть здание, спроектированное для Ташкента, и зимой студенты там мерзнут. Необходимо провести аудит инфраструктуры университетов на предмет ее готовности к реализации программы 5/100.

Наше взаимодействие с зарубежными партнерами ограничено российским миграционным законодательством. Как рассказал ректор Санкт-Петербургского национального исследовательского университета информационных технологий, механики и оптики Владимир Васильев, есть всевозможные визовые барьеры, которые не позволяют российским вузам приглашать иностранных преподавателей на тот срок, на который необходимо. По словам ректора Национального исследовательского Томского политехнического университета Петра Чубика, от высококвалифицированных специалистов ведущих зарубежных вузов при устройстве на работу в наши университеты требуют справку из органов МВД об отсутствии судимости.

Вузам, участвующим в программе 5/100, для достижения успеха необходима взаимная открытость, готовность делиться опытом, считает ректор ВШЭ Ярослав Кузьминов. Нужны совместные бакалаврские и магистерские программы, когда студенты слушают курсы в разных университетах, совместные семинары преподавателей, обмен лучшими практиками и другие формы сотрудничества. Это не менее важно, чем встраивание в международные сети, где к российским вузам нередко и зачастую незаслуженно относятся как к подмастерьям.

Чтобы вузы имели возможность повышать уровень преподавания, они должны иметь свободу маневра при продлении контрактов своих, российских преподавателей. В соответствии с Трудовым кодексом преподаватель раз в пять лет должен проходить конкурс, однако нормативная база такова, что это положение выполняется формально, и руководство вуза не может противостоять кафедре, которая продвигает своего сотрудника на новый срок. Ректоры ведущих вузов обращаются за помощью к Минтруду, предложив сделать условия контрактов преподавателей более гибкими, вводить более жесткие критерии качества.

Еще одно направление развития — взаимодействие университетов с научными институтами. По мнению ректора Уральского федерального университета Виктора Кокшарова, без серьезной интеграции вузов с институтами Российской академии наук «мы ничего не добьемся и фактически провалим программу 5/100». Речь идет или о полной интеграции, или о сотрудничестве в рамках университетского комплекса, когда научные институты сохраняют юридическое лицо. Возможные формы взаимодействия вузов, а также вузов и научных институтов будут записаны в законе об университетских комплексах, который разрабатывается в течение последних десяти лет, и в ближайшее время предстоит его активное обсуждение.

Чтобы вузы-участники проекта «5/100» могли сообща взаимодействовать с внешним миром, было принято решение о создании их ассоциации как юридического лица. Начата работа по формированию учредительных документов. Пока ее рабочее название, прозвучавшее в ходе встречи, — «Ассоциация университетов-участников программы повышения глобальной конкурентоспособности «Глобальные университеты».

Читайте также:

Минобрнауки России совместно с Ассоциацией ведущих вузов обсудили подходы к оценке эффективности вузов в 2014 году



Источник информации: По материалам новостной службы портала ВШЭ
Комментарии
Вадим 05.02.14, 10:52
Согласен с Русланом. Надо как-то по-хитрому всё сочетать.
Руслан 04.02.14, 18:06
Наоборот. Этого не следует делать. Надо усилить конкуренцию между ведущими ВУЗами. Дома надо начать конкурировать, чтобы не бояться внешней конкуренции.