30 января 2014
Что изучают в социологической лаборатории

Учебно-научная лаборатория социологических исследований создана недавно, в июле 2012 году, однако уже сегодня имеет определенный задел, принимает участие в реализации ряда проектов не только общеуниверситетского, но и межрегионального и  международного уровней.

 

Лабораторией ведутся совместные исследования с Лондонской школой гигиены и тропической медицины по выявлению факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний. Социологическая лаборатория – это база для обучения студентов и аспирантов исследовательскому мастерству, для повышения уровня подготовки выпускников–социологов. Исследования имеют практическую направленность: на их основе разрабатываются конкретные предложения по оптимизации выявленных дисфункций.

Заведующая социологической лабораторией, кандидат социологических наук, доцент кафедры социологии ИМКиСН Фарида Ишкинеева рассказала о работе социологической лаборатории, о проведенных исследованиях и о вкладе лаборатории в решение ряда проблем современного российского общества.

 

— В этом году у вас планируются внутриуниверситетские исследования, что вы хотите выявить в рамках этих исследований?

— В 2014 году планируется реализация нескольких значимых исследований: "Сайт университета в оценках студентов и преподавателей", "Социальное самочувствие преподавателей", "Адаптация иностранных учащихся в университетской среде Казанского федерального университета".

     Сайт университета – одно из самых востребованных и главных звеньев в структуре университета. Сайт является важным инструментом, позволяющим наладить и активизировать связь между администрацией университета, преподавателями и студентами. В связи с этим интересно узнать, насколько сайт справляется со своей задачей, насколько он удобен в пользовании, в каком направлении его можно модернизировать, чтобы он соответствовал своему назначению.

    В университете проводятся масштабные реформы, направленные на активизацию учебного и научно-исследовательского процессов, которые не всегда однозначно воспринимаются со стороны ряда преподавателей и сотрудников. В связи с этим есть потребность в выявлении эмоционально-психологического восприятия этих реформ со стороны преподавателей. Нас интересует, каковы потребности и нужды преподавателей, соответствуют ли проводимые мероприятия их ожиданиям, что вызывает трудности, каковы их причины. Наша задача определить точку зрения  преподавателей на происходящие изменения, выявить  проблемные зоны и представить информацию к обсуждению и оперативному решению проблем.

      Тема, связанная с адаптацией иностранных учащихся в университетской среде, является компонентом более общего проекта, направленного на изучение социального самочувствия студентов. Это действительно важное направление, поскольку КФУ планирует войти в "Топ-100 университетов" мира. Уже сегодня в университете учится достаточно большое количество иностранных студентов, предполагается, что их будет еще больше. Исследование даст возможность оценить конкурентоспособность Казанского университета извне. Задача исследователей – определить, соответствуют ли условия обучения, проживания, быта в Казани ожиданиям иностранных студентов,  могли бы они рекомендовать Казанский университет другим студентам. Реализация этого проекта поможет в оптимизации тех усилий, которые прилагаются для привлечения иностранных учащихся. В социологическом инструментарии по изучению социального самочувствия разработаны два блока: базовый и вариативный, что дает возможность проводить исследования в режиме мониторинга и в то же время отслеживать изменяющиеся социальные процессы, чтобы «держать руку на пульсе».

 

— В 2013 г. у вас были совместные исследования с иностранными учеными, планируете ли вы и впредь проводить их?

— Мы продолжаем исследования с Лондонской школой гигиены и тропической медицины, рассчитанные не на один год. В 2013 году осуществлен лишь пилотный проект, основное исследование предполагается позднее. Это масштабное исследование проводится и в других российских городах:  Новосибирске,  Архангельске. Сейчас наши усилия направлены на пролонгацию исследовательского процесса в рамках проекта Лондонской школы гигиены и тропической медицины в котором, у нас есть свои научные интересы.

 

— У вас осуществляются социальные проекты общеуниверситетского, городского, республиканского, межрегионального значения. Какие ресурсы вы используете для проведения исследований?

— Исследования выполняются в рамках государственного задания, который университет получает от Министерства образования и науки Российской Федерации. Мы используем гранты, пытаемся привлекать внебюджетные средства. Поиск источников финансирования проектов – самое больное место. Планы амбициозные, есть потребность в исследованиях, но целевое финансирование отсутствует.

 

Оправдываются ли ваши ожидания от исследований или зачастую получается  совершенно иной результат, не тот, который вы представляли?

— В предпроектной стадии разрабатывается программа исследования, в которой, в частности,  выдвигаются определенные гипотезы. Гипотезы могут подтвердиться, могут быть опровергнуты. Это тоже определенный научный результат. Например, английские ученые в рамках международного проекта считают, что популяционные исследования могут достаточно эффективно проводиться в рамках квартирных опросов. Пилотаж показал, что жители нашего города не готовы открывать двери интервьюерам. Доля контактных людей, готовых принять участие в исследовании незначительна. На основе полученной информации программа исследования корректируется.

 

— Где можно ознакомиться с результатами ваших исследований?

— Результаты исследований мы публикуем в разных изданиях, в том числе в журнале "Ученые записки Казанского университета"; информируем о них коллег на конференциях различного уровня: международных, всероссийских, региональных. В прошлом году издана коллективная монография участников проекта «Этничность, религиозность и миграции в современном Татарстане» (Казань: Изд-во Казан.ун-та, 2013. – 268 с.). В перспективе планируем издавать сборники своих научных трудов, в том числе в интерактивной форме. Краткие сообщения о том, как проводятся исследования, на сайте будут обязательно.

 

— За 2012-2013 годы произошло много политических событий, население страны стало более активным (многочисленные митинги на Болотной площади, события Украины и т.д.). Планируете ли вы проводить исследования на политические темы или вы ограничиваетесь социальной сферой?

— Исследования на политические темы – прерогатива  других лабораторий, но вопросов политического характера невозможно избежать, в рамках наших исследований по   межэтническим, межконфессиональным проблемам и в проектах, направленных на изучение социального самочувствия общества, где так или иначе поднимается и политическая проблематика, определяется гражданская позиция респондентов.

 

— Чем вы руководствуетесь, когда выбираете направление исследований?

— При определении тематики исследований мы руководствуемся различными соображениями: потребностями университета, интересами студентов, а также внешними заказами, востребованностью и актуальностью темы. В исследованиях в соответствии с потребностями университета мы поднимаем внутренние проблемы, касающиеся гармоничного функционирования системы «руководство вуза – преподавательский состав – студенты». Исходим из интересов учебного процесса, ведь лаборатория является базой практики для студентов-социологов.

 

— В 2013 году в учебно-научной лаборатории социологических исследований было проведено несколько важных исследований, каковы их результаты?

— Еще рано говорить о каких-то масштабных результатах, большинство исследовании еще не завершены. В процессе исследования "Выявление факторов риска развития сердечно-сосудистых заболеваний" – это был первый год работы над проектом – отрабатывались методики сбора эмпирических данных, определения выборки и способов отбора единиц наблюдения, подготовлена информационная база для продолжения исследования. По результатом исследования социального самочувствия студентов, которое осуществляется в режиме мониторинга, выявлены болевые точки в социальном самочувствии студентов, их потребности и ценностные ориентации. По теме "Состояние и динамика межэтнических и межконфессиональных отношений в Республике Татарстан" сделан, в частности, вывод о возможности формирования в республике элементов общества этноконфессионального риска….

Главные результаты еще впереди и они, будем надеяться, найдут отражение в актуальных публикациях. Самый главный результат на сегодня это инициативная, работоспособная команда состоящая из квалифицированных преподавателей кафедры социологии ИМКиСН.

Источник информации: Татьяна Бабарина