22 января 2014
Открытое электронное обучение в КФУ: экономисты и юристы обсуждают этапы реализации пилотного проекта

Проект по созданию в КФУ эффективной системы открытого электронного обучения, мероприятия которого включены в «Дорожную карту» развития университета и в Программу повышения его конкурентоспособности на ближайшие несколько лет, предусматривает совместную слаженную деятельность большинства структурных подразделений КФУ. В первую очередь, это, конечно, относится к учебным подразделениям университета – институтам и факультетам, реализующим основные образовательные программы. От их участия в проекте, от личного вклада коллектива каждой кафедры, отдельного преподавателя зависит, в конечном счёте, быть или не быть современной системе обучения в Казанском университете.

О необходимости интеграции усилий учебных подразделений, Учебно-методического управления, Департамента информатизации и связи, Департамента развития образовательных ресурсов, других структурных подразделений КФУ идет речь на семинарах-совещаниях, проводимых ДРОР с приглашением руководства и ответственных за электронные образовательные ресурсы институтов и факультетов (объединённых по профилю обучения): 16 января 2014 состоялось совещание с представителями Института фундаментальной медицины и биологии и института физики (на них делается основная «ставка» в реализации пилотного проекта), 17 января – с представителями Института управления и территориального развития, Института экономики и финансов, Юридического факультета КФУ. Как и накануне, в совещании принял участие советник ректора Игорь Гордеев, а также – представители Департамента информатизации и связи.

Директор ДРОР Галина Ившина подробно рассказала о целях и задачах пилотного проекта, очень конкретно поставленных ректором КФУ И.Р. Гафуровым, который выделил особую значимость его результатов для Казанского университета. Была дана общая оценка текущего состояния электронного обучения в ИУиТР, ИЭиФ, ЮФ. Далее были представлены основные этапы Пилотного проекта, задачи и мероприятия на каждом из этапов проекта, определены сроки их реализации и ожидаемые результаты.

Г.В. Ившина особенно подчеркнула, что необходимым условием успешной реализации проекта является правильная расстановка сил, чёткое распределение сфер ответственности, хорошая организация всех видов деятельности. Основная ответственность за качество электронного обучения возлагается на кафедры – именно кафедрам предстоит провести большую работу по ревизии предлагаемых основных образовательных программ и контента электронных курсов, определению «слабых звеньев» в образовательных траекториях, скорейшему устранению недостатков. Важную роль здесь играет использование открытых образовательных ресурсов лучших российских и зарубежных вузов. Участники совещания увидели некоторые из таких ресурсов и обсудили возможности применения электронных курсов (целиком или отдельных модулей) в системе электронного обучения КФУ.

Отдельным вопросом стало обсуждение возможностей создания видеоресурсов – в первую очередь, «рекламных» видеороликов, дающих потенциальным «потребителям образовательных слуг» (как сейчас принято говорить) представление о тематике и проблематике дисциплины, о тех компетенциях, которые они получат  результате обучения, а также – о методических и организационных аспектах самого учебного процесса. В условиях электронного обучения важность этой составляющей трудно переоценить. Естественно, в этой связи у собравшихся возникло много вопросов: «Где можно осуществлять видеозапись?», «Какие бывают виды видео ресурсов?», «Какое программное обеспечение для этого используется?». Многие «технические» вопросы здесь ещё предстоит решить – и основную ответственность должен нести Департамент информатизации и связи. Его коллективу предстоит выполнить большую работу по оценке технического состояния аудиторий и компьютерных классов институтов, имеющегося оборудования, телекоммуникаций, определить список недостающей компьютерной техники, современного оборудования для e-Learning, и, само собой, – обеспечить высокую скорость Интернет-соединения – словом создать все материально-технические условия для успешной реализации проекта.

Итоги первого – организационного – этапа пилотного проекта планируется подвести уже 1 марта 2014 года. Впереди много совместной работы всех сотрудников КФУ для повышения его конкурентоспособности.