05 апреля 2013
"Учитель нового поколения"

"Учитель нового поколения" - проект Елабужского института КФУ, направленный на подготовку конкурентоспособных кадров для обновляющейся системы образования.

Теоретическая разработка проекта началась в ноябре 2008 г. и проходила в рамках реализации основных направлений стратегического развития Елабужского государственного педагогического университета, важнейшим из которых было (и остается) повышение востребованности педагогов на рынке труда, обучаемых в Елабуге. Современные тенденции развития системы образования - прежде всего, замена основной образовательной парадигмы "образование на всю жизнь" парадигмой "образование через всю жизнь" - предъявляют особые требования к профессиональным компетенциям учителя, который перестает быть для детей основным источником ("ретранслятором") информации по предмету.

В связи с этим, наиболее ценной становится способность учителя привить ребенку интерес к обучению, научить его самостоятельно находить необходимую информацию (в том числе, с помощью новейших информационных технологий) и уметь ее анализировать. Аналогичные требования предъявляются к самому педагогу: в свою очередь, он не только должен быть готов к любым инновациям в системе образования, но и принимать непосредственное участие в совершенствовании образовательного процесса. Реализация такой модели профессиональных компетенций педагога - учителя нового поколения - была положена в основу проекта.

Согласно замыслу, проект "Учитель нового поколения" должен восполнить имеющиеся пробелы в высшем педагогическом образовании, а также повысить уровень подготовки наиболее активных студентов, ориентированных на профессиональную педагогическую деятельность.

Первый набор в проект был осуществлен в сентябре 2009 года с 3 и 4 курсов всех факультетов ЕГПУ по рекомендации деканатов. В настоящее время в проект принимаются студенты 2-3 курсов; набор производится один раз в учебном году, в сентябре. Участие в проекте не является обязательным для студента - главным критерием отбора служит личная мотивация, и не имеет максимальных ограничений во времени - студент считается прошедшим подготовку в проекте по окончании высшего учебного заведения, если являлся его активным участником на протяжении, как минимум, четырех семестров. Руководство проектом возложено на координатора, в задачи которого входит решение организационных вопросов и контроль над выполнением основных направлений деятельности проекта.

Особую образовательную нагрузку несет сам процесс отбора и слияния в единый коллектив наиболее одаренных студентов педагогических специальностей. Выходя за пределы привычной академической группы и попадая в коллектив ровесников, мотивированных на достижение лучших результатов в образовании, участник проекта проявляет больший интерес к повышению своих компетенций. Положительное влияние команды на каждого ее члена усиливается с помощью психологических тренингов, направленных на сплочение коллектива, которые традиционно проводятся в течение первых двух недель обучения ведущими психологами Елабужского института КФУ.

Психологические тренинги составляют отдельное направление работы проекта "Учитель нового поколения". Помимо сплочения команды (тимбилдинга), они преследуют ряд других воспитательных и образовательных целей: формирование лидерских качеств, навыков выступления перед аудиторией и др. В целях повышения эффективности психологической подготовки, для участников проекта дважды в учебном году организуются выездные сессии, в ходе которых проводятся тренинговые занятия и деловые игры. Выездные сессии призваны "оторвать" студента от повседневной жизни, что делает организуемые занятия наиболее результативными.

Большое значение в профессиональной деятельности педагога имеет ораторское мастерство, выработка которого не является, к сожалению, обязательной частью высшего педагогического образования и происходит "стихийно" - параллельно образовательному процессу (в ходе выступлений на семинарах, конференциях и т.д.). В связи с этим, одной из задач проекта "Учитель нового поколения" является обучение его участников основным ораторским навыкам: умению грамотно построить свою речь, заинтересовывать слушателей, отстаивать свою точку зрения в ходе дискуссии. Помимо теоретической информации об основах красноречия, участникам предоставляется возможность совершенствовать свое ораторское мастерство на практике - во внутренних дискуссиях, общении с приглашенными специалистами, при выступлении на конкурсах и олимпиадах.

Необходимой для "учителя нового поколения" является общекультурная подготовка, которая расширяет кругозор, формирует представление об основных достижениях в области науки и искусства. В рамках проекта каждую неделю проводятся собрания в "Библиотеке Серебряного века" Елабужского государственного музея-заповедника, где представляется возможность в неформальной обстановке посмотреть и обсудить фильм, пообщаться на интересующую тематику или провести любое другое мероприятие - "повестка" собрания зачастую определяется не координатором, а самими участниками. Часто на такие собрания приглашается руководство и преподаватели Елабужского института, директора школ Республики, менеджеры, социологи крупных компаний региона.

Помимо прочего, современному педагогу важно владеть английским языком. Учитывая, что участники проекта имеют совершенно разный уровень владения иностранными языками, занятия по этому направлению работы организуются в форме "тренажерного зала": участники занимаются английским языком индивидуально - как правило, переводя интересующую их информацию, общаясь на англоязычных форумах, в социальных сетях - а преподаватель играет роль "тренера", консультируя каждого обучающегося индивидуально. Такая форма работы позволяет не только обучать участников английскому языку, но и решать другие текущие задачи проекта (расширение внешних связей, перевод статьей по педагогике и др.).

Помимо внутрипроектной деятельности, преимущественно направленной на обучение и реализуемой в рамках вышеописанных направлений подготовки, важное значение имеет внешняя деятельность, которая дает возможность применить полученные компетенции на практике. Сюда относится участие в конкурсах, олимпиадах, конференциях, важнейшим среди которых является Всероссийский конкурс студентов педагогических специальностей "Учитель нового поколения". Идея этого конкурса и инициатива его проведения принадлежит участникам одноименного проекта.

Мероприятие преследует целью популяризацию педагогических профессий в молодежной среде, вовлечение студентов в профессиональную педагогическую деятельность, интеграцию центров высшего педагогического образования Российской Федерации.

Согласно правилам Конкурса, в нем принимают участие команды студентов педагогических специальностей в количестве 8-10 человек. В ходе выполнения заданий - "Визитка", "Разминка", "Педагогическая ситуация", конкурс капитанов, конкурс инновационных проектов - оценивается не только теоретическая подготовка конкурсантов, но и их сценическое мастерство, умение с юмором говорить о серьезных проблемах системы образования.

Главным призом конкурса является право его проведения в следующем году - таким образом, мероприятие каждый год проводится в новом городе, что делает его уникальным в своем роде.

I Всероссийский конкурс "Учитель нового поколения" прошел в апреле 2012 г. на базе Елабужского института КФУ и собрал около 120 участников (студентов и преподавателей) из 9 регионов Российской Федерации. На участие во II Конкурсе, который будет проводиться в Глазовском государственном педагогическом институте, подано 12 заявок из 12 субъектов федерации и 3 федеральных округов. Конкурс традиционно получает широкое освещение в средствах массовой информации: по телевидению, в "Учительской газете" (которая является информационным партнером мероприятия), газете "Аргументы и факты", на сайтах участвующих вузов.

Внешняя деятельность проекта "Учитель нового поколения", таким образом, способствует расширению внешних связей Елабужского института КФУ, повышению востребованности на рынке труда обучаемых в Елабуге специалистов в области педагогики и психологии. Кроме того, участники проекта, получившие психологическую подготовку, опыт в организации всероссийских мероприятий, составляют кадровый резерв вуза: около 10 выпускников занимают должности в административной структуре института и обучаются в аспирантуре по различным направлениям наук.

К настоящему времени проект окончили три поколения выпускников, около 50% из которых работают в школах Казани, Елабуги, Альметьевска, Нижнекамска, других городов Республики Татарстан и Удмуртии. Работодатели отмечают высокий уровень психологической подготовленности и мотивации к трудовой деятельности у педагогов, прошедших обучение в проекте.

Проект "Учитель нового поколения" является одним из последовательных продолжателей традиций обучения педагогов, заложенных в годы существования Елабужского государственного педагогического университета и продолжающих совершенствоваться в современном Елабужском институте КФУ.

 

Источник информации: А.В. Виноградов, координатор проекта "Учитель нового поколения"