01 декабря 2016
Ученые КФУ разработали инновационную образовательную модель для будущих учителей математики

Совсем недавно, в преддверии Дня математики в КФУ, в университете прошли традиционные "Лобачевские чтения". В рамках мероприятия учёные кафедры теории и технологии преподавания математики и информатики КФУ представили проект методического портфолио будущего учителя математики, который позволит будущим преподавателям этого предмета самостоятельно выстраивать свой образовательный процесс и выбирать различные направления обучения по своей специальности.

Что же представляет собой методическое портфолио учителя математики? Это особым образом систематизированная и структурированная информация о процессе обучения студента, которая позволяет ему уже в ходе обучения анализировать и корректировать свои дальнейшие шаги по направлению учёбы. Также, как утверждают разработчики портфолио, оно помогает  студентам простроить программу своего профессионального развития и одновременно  даёт наглядную картину того, на каком уровне реализации на данный момент находится заданная программа обучения.

Можно сказать, что  такое методическое портфолио представляет собой своеобразный «дневник самоконтроля», который уже достаточно давно используется в системе среднего образования. Но есть и отличия.  Так, методическое портфолио для студентов – это набор материалов, отражающих самостоятельную работу при обучении, с последующим подбором  на основе этой информации требуемых для дальнейшего развития параметров и характеристик для материалов портфолио. Сюда же можно отнести  оценку результатов проделанной студентом работы и её анализ.

«Эта форма организации  учебной работы и самого обучения будущих  учителей математики сейчас является очень актуальной и востребованной. Новый подход к структурированию различных элементов обучения, возможность самостоятельно выбирать и контролировать процесс своей учёбы  позволяют студентам почувствовать, что они сами определяют свою профессиональную судьбу  и только от них зависит, каким будет их обучение. Иными словами, формируется внутренняя мотивация обучения, когда студент понимает:  то, что он делает, в первую очередь нужно для него самого», – говорит Ильмира Фазлиева, один из разработчиков методического портфолио, сотрудник кафедры теории и технологии преподавания математики и информатики Института математики и механики им. Н. Лобачевского КФУ.

Однако, добавляет она, методическое портфолио также является средством мониторинга готовности студента к выполнению своих профессиональных (учительских) обязанностей. Что интересно, на основе  информации  методического портфолио планируется  определять уровень профессиональной компетентности по итогам всего срока обучения будущих учителей математики и принимать решение об успешности или неуспешности. И это должно определять характер получаемого студентом диплома о высшем образовании.

Надо отметить, что этот проект относится к более крупному федеральному проекту - САЕ «Учитель XXI века», разработкой которого  с 2016 года занимается Институт психологии и образования КФУ в партнёрстве с Институтом филологии и межкультурной коммуникации им. Льва Толстого и Институтом международных отношений, истории и востоковедения КФУ.  В рамках этого  проекта предполагается создание новой модели педагогической подготовки, это включает в себя создание новой концепции преподавания и обучения по направлениям бакалавриата, магистратуры, дополнительного педагогического образования, курсов  повышения квалификации и т.д.  Таким образом, разработка методического портфолио является одной из составляющих трансформации педагогического образования в рамках проекта САЕ.

Так что же включает в себя методическое портфолио будущего учителя математики?

Как рассказала Ильмира Фазлиева во время своего выступления на Лобачевских чтениях, в методическое портфолио будущего учителя математики входит: титульный лист, содержащий информацию об авторе, оглавление с перечнем представленных разделов, резюме, предметная область, где представлены результаты учебной активности студента, материалы учебной и педагогической практики, достижения студента, раздел анализа своих действий и достижений, а также их оценка, планы на будущее.

Резюме составляется в начале каждого курса подготовки  обучения  по данному направлению. Сюда входит определение общей цели и задач изучения предмета, определение цели и задач будущих педагогических практик, личные цели методической работы. Всё это позволяет проследить динамику изменения уровня компетентности  и приобретения требуемых для профессии навыков. Также на каждом этапе проводится анкетирование, результаты которого вносятся в резюме. Это позволяет преподавателю выявить представления студента об активных технологиях обучения математике.

Получается достаточно полная и всесторонняя картина учебной и образовательной деятельности. Однако несколько вопросов остаются открытыми: насколько усидчиво современные студенты готовы заполнять свои методические портфолио? Насколько формальным будет его заполнение? Не превратится ли это в  непосильную и неинтересную работу со списыванием у более активных и сознательных студентов?  Все эти потенциальные проблемы, безусловно, рассматривались в процессе разработки проекта, и активная работа над их решением продолжается.

Проект САЕ «Учитель XXI века» в целом предполагает создание оптимальных условий для формирования у будущих педагогов внутренней мотивации с использованием самых последних разработок современной педагогики и привлекает для этих целей опыт не только отечественных, но и зарубежных учёных-теоретиков и практиков самого высокого уровня. 

Источник информации: Дина Зарипова