05 августа 2016
Попал в нестандартную ситуацию – решай её!

Продолжаем знакомиться с модераторами предстоящего Международного фестиваля школьных учителей

С самого детства слова «ТРИЗ», «педагогика», «образование» жили рядом со мной: смотрели с обложек книг и журналов, звучали в речи родителей. Но, тем не менее, моя первая специализация была далека от этой проблематики. Мне всегда нравилась математика. Позже к ней добавилась информатика, а в 2005 году я поступила на факультет кибернетики Московского инженерно-физического института. Начиная со второго курса, работала программистом в небольших компаниях, после окончания университета – на Московской бирже. Программировать нравилось, работала успешно. Но было одно «но». Мои родители никогда не отрабатывали часы и, мне кажется, даже не работали - в привычном понимании этого слова, они делали свое Дело, творили. И сейчас продолжают. Это их заслуга (или вина?), что во мне появился и закрепился комплекс: недостаточно хорошо жить, должна быть достойная цель.

Как-то летом 2013 года мы с папой гуляли по парку, он в очередной раз рассказывал, какая интересная и творческая у него работа… Делился успехами, новыми задумками, а еще жаловался, что не хватает толковых людей. И тогда я решилась предложить ему работать вместе над построением системы образования, нацеленной, прежде всего, на развитие мышления, а не на заучивание фактов и чужих мыслей. Папа с радостью согласился. Правда, честно предупредил, что платить будет мало и не знает, как долго. Так я оказалась в ассоциации «Образование для Новой Эры» (ОНЭ).

Осваивать новое дело начала с изучения материалов, наработанных по теме «ТРИЗ-педагогика». Шло это довольно легко, тема была близка и интересна. Почти сразу мне было поручено разработать модуль «Я - исследователь» курса «Учись мыслить смело!». Это была непростая задача - практически с нуля сделать модуль, который бы отвечал нашим основным принципам: активная работа детей на уроке; знания – через деятельность; разные форматы обучения; открытость и главное - ощущение «Ух ты!». Это боевое крещение удалось пройти за три месяца. Сейчас модуль прошел апробацию, получил позитивные отклики учителей и учеников, а несколько упражнений из него вошли в новый видеокурс «Чему и как учить современных детей». Этот курс появится на портале Creatime уже в сентябре. Рекомендую посмотреть всем творческим педагогам!

Потом пошли другие проекты. Конечно же, вся IT-часть тоже досталась мне. Благодаря инициативности и большой работе волонтера Сергея Черенкова в 2015 году мы обновили сайт ассоциации «Образование для Новой Эры». Отдельно от этого разработали альфа-версии приложений «Неужели это так?!» и «ПРИЗ». Идеи обеих программ принадлежат Анатолию Гину.


«Неужели это так?!» - это тест-энциклопедия. На первый взгляд, идея проста: вы, как в обычном тесте, выбираете ответ на какой-то вопрос. Главная ценность этой программы – ее содержание. Вопросы и ответы подобраны так, чтобы вы не удержались и воскликнули: «Не может быть!». И в этот момент вовлеченности программа предлагает расширенную справку, в которой есть открытые вопросы, точки роста, дополнительные знания. Таким образом, цель этого приложения – мотивировать людей на познание. Приведу для примера один из вопросов:

Число генов в геноме круглого червя около 20 000, число генов у кукурузы - около 50 000. А сколько генов у человека?

a. Около 20 000

b. Около 50 000

c. Около 100 000

d. Около 400 000

Правильный ответ – около 20 000. Да-да, именно столько, сколько и у круглого червя. До кукурузы в плане количества генов нам еще очень далеко! В чем причина столь «обидного» положения дел? Читайте мнения ученых в справке!


«ПРИЗ» – процедура решения изобретательских задач – это несложный учебный алгоритм, который помогает решать открытые (творческие) задачи. Программа ведет решателя по шагам алгоритма, напоминает, к каким ресурсам можно обратиться и прочее. Такая программа будет очень полезна учителям, которые работают по нашим методикам. Они смогут выгрузить отчет и отследить, как каждый ученик работал с задачей. Обе программы со временем появятся на портале Creatime.

С новой сферой деятельности появилось много командировок. Летом 2014 года я представляла Education for a New Era на одной из крупнейших международных конференций по ТРИЗ в Сеуле, где получила для нас одну из четырех наград в номинации «Лучшая работа». С 2016 года начала преподавать самостоятельно – проводить семинары, лекции и креатив-бои.

Конечно, постоянно идут разработки материалов для наших занятий. За время работы в ОНЭ я написала десятки открытых задач, помогала в их создании начинающим коллегам, продолжала разрабатывать занятия курса «Учись мыслить смело!», готовила различные презентации.

Главный проект последнего года – создание и запуск образовательного интернет-портала Creatime, аккумулирующего знания и опыт мастеров ТРИЗ. Миссия проекта – дать креативным людям новые инструменты и навыки для решения нестандартных задач в широком диапазоне тематики и сложности для людей разных специальностей, возраста и пристрастий. Есть много сайтов и книг о развитии мышления, но для того, чтобы действительно научиться решать задачи, нужно их решать, а не только читать о методах их решения.

На портале студенты изучают методы не отдельно, а столкнувшись с задачей в бою. Сейчас здесь есть четыре курса. Два из них – бесплатные для просмотра видеокурсы, снятые вместе с нашим партнером «Универсариум». Другие два – это абсолютно уникальные курсы, созданные специально для Creatime. Они состоят из набора нестандартных задач в формате кейс-стади. Каждая задача, помимо ответа, содержит в себе комментарии по решению, ключевые мысли и комментарии мастеров. И это только начало. Мы планируем добавлять на портал самые разные курсы для педагогов, родителей, детей, бизнесменов и управленцев. На этом же портале будем проводить и поддержку тех, кто прошел у нас очное обучение на семинарах, планируем осенью запустить сертификацию ТРИЗ-педагогов.

Если подумать о глобальных планах «Образования для Новой Эры» – то это, конечно, внести свой вклад в изменение системы образования. Мы считаем продуктивным формат сотрудничества с целыми регионами и странами, потому как каждый ТРИЗовец знает, насколько важен системный подход к делу.

Закончить рассказ о деятельности Ассоциации и своем месте в ней хочу нашим девизом:

"Весь мир – открытая задача,

Решай – и ждёт тебя удача!"


Для справки:

ЕВГЕНИЯ АНАТОЛЬЕВНА ГИН - ведущий сотрудник Международной ассоциации «Образование для Новой Эры», специалист по ТРИЗ, г. Москва

 

Источник информации: Евгения Гин
Материал из раздела: Главная \ Главная