19 мая 2016
Кнутом или пряником? Ведущие специалисты в области педагогического образования размышляют, как повысить качество подготовки учителей.

Обсудили проблему сегодня, 19 мая, в рамках специального круглого стола по подготовке и профессиональному развитию педагогических кадров в Республике Татарстан.

Как сделать так, чтобы абитуриенты шли в вузы, а после окончания работали в школах и закреплялись там? Вопрос этот долгие годы волнует умы руководства республики. Причем проблема-то характерна для всей России. Как высказался в сердцах сегодня ректор Московского педагогического государственного университета Алексей Семёнов, «половину выпускников педвузов не хочется подпускать к школам!» Происходит так потому, что молодые люди не видят себя в профессии, а в университеты на педагогические специальности поступают по остаточному принципу. Помимо очевидных решений ‑ в виде повышения стоимости оплаты труда учителей и, соответственно, роста требований к профессиональному уровню, ‑ у Министерства образования и науки РТ есть альтернативный план.

Это так называемый «пряник» ‑ стипендиальные программы для студентов, поступающим в университеты по целевому набору с обязательным условием отработки по направлению Минобрнауки РТ, с чёткими показателями эффективности работы и санкциями в случае не выполнения. Санкции и есть тот самый «кнут». Подобный метод мотивации уже в следующем учебном году будут тестировать, в том числе и на площадке Казанского университета. 

В вопросах подготовки профессиональных педагогических кадров у КФУ огромный, многолетний опыт, и это признали участники круглого стола. Инновации, появившиеся у нас, ‑ это возможность совместить ставшую уже классической схему подготовки (на базе Елабужского института КФУ) и распределённую. Особенность последней кроется в необходимости готовить учителей-предметников не на базе классического педагогического института, а в профильном институте. Гипотеза такова: человек, знающий физику, сможет передать свои знания эффективнее, чем просто подготовленный педагог. Потому как, чтобы увлечь предметом, нужно самому его любить!

И такую любовь можно привить в КФУ. Связано это с возможностями инфраструктуры подготовки преподавателей и вытекает из тех задач, которые решает университет. По сути университет сегодня, так же, как и два века назад, поддерживает тренды в формировании системы образования. Вот лишь одна цифра. Порядка 75 процентов всех выпускников-педагогов в республике прошли обучение именно в КФУ. 

Имея такой значительный потенциал и позиционируя себя в качестве единого центра ответственности за школьное образование в регионе, в университете определили ряд ключевых приоритетов, это:

- повышение качества подготовки будущих педагогов;

- создание системы непрерывного педагогического образования (повышение квалификации и профессиональная переподготовка); 

- внедрение эффективных форм, содержания и технологий работы с различными категориями детей, и, прежде всего, с талантливой молодежью;

- обеспечение научной, методической и инновационной поддержки развития образовательной системы Республики Татарстан;

- усиление просветительской работы с детьми посредством учебного телевидения, электронных ресурсов, летних школ, разнообразной университетской инфраструктуры.

В своём выступлении директор Института психологии и образования Айдар Калимуллин продолжил мысль, начатую ректором КФУ Ильшатом Гафуровым на пленарном заседании форума. Он отметил, что целесообразность такого взаимодействия заключается, прежде всего, в том, что, в сущности, работодателю предоставлена реальная возможность влиять на процесс подготовки педагогических кадров в федеральном университете путем внесения изменений в вариативную часть образовательных программ, внедрения новых форм организации педагогической практики, организации дополнительного обучения по наиболее востребованным направлениям подготовки, где имеется нехватка педагогов в республике.

Своим опытом поделились и гости из регионов России. Круглый стол оказался одним из самых представительных с точки зрения присутствия ректоров ведущих педагогических вузов страны. 

Завершили встречу, организованную для обмена опытом, договорённостью внести корректировки в планы развития педагогического образования в своих регионах. По сути, выполняя главную цель форума, - скоординировать развитие системы образования в России для достижения максимального результата. Здесь все отчётливо понимают, что будущее нашей страны в руках тех, кто сегодня сидит за партами и студенческой скамьёй и готовится вступить в большой мир.

Источник информации: Камилл Гареев, Инна Басырова