27 декабря 2012
В литературно-художественном салоне – "Крик молчания"

21 декабря на отделении искусств ИФИ КФУ состоялось очередное заседание литературно-художественного салона «Ренессанс».

«Крик молчания…»  - так  руководители проекта назвали мероприятие, посвященное творчеству казанского художника Геннадия Архиереева. Гостями салона стали  вдова художника - арт-критик,  литератор Светлана Колина; доцент Казанского медицинского университета, член Союза журналистов РТ Марина Подольская;  поэт, сценарист, режиссер Лев Шер; ректор Института культуры мира ЮНЕСКО профессор Энгель Тагиров; доцент кафедры музыкального искусства КФУ, дипломант всероссийского конкурса,  к.п.н. Дамиля Надырова.

По традиции, мероприятие сопровождалось выставкой произведений Геннадия Архиереева.  Личное знакомство с художником ведущего салона – доцента Михаила Яо – позволило представить его и как человека, и как явление искусства, значение которого, как правило, осознается только по прошествии времени. Считается, что чем масштабнее творческая личность,  тем большее время требуется для понимания ее искусства. Геннадий Архиереев не был обласкан официальной критикой,  но еще при жизни его картины  получили признание на отечественных и зарубежных выставках.

Трагичным было детство Геннадия Архиереева, что не могло не сказаться на его художественной манере. Он появился на свет в 1949г. на острове Свияжск в одной из тюрем ГУЛага (его мать была репрессирована в 1948г. и реабилитирована, уже неизлечимо больной, в 1953г.). Не получив художественного образования, обучаясь живописи и рисунку в студиях ДК им. Урицкого у Н.Индюхова и И.Зарипова, Г.Архиереев уже в 1970-е гг. участвует во всероссийских и всесоюзных выставках, а в 1995г. становится членом Союза художников РФ. Работы Геннадия Архиереева выставлялись в Эдинбурге, Лондоне, Амстердаме, Дублине и других городах.

Творческим кредо художника стал поиск художественного эквивалента окружающего мира. Его картины – воплощение сосредоточенности и тишины, где действуют и беседуют обычно безмолвные объекты – дома, трамваи, деревья, автомобили, кривые улочки старой Казани – все, что Г. Архиереев знал и любил.

Художественная реальность Геннадия Архиереева вдохновила поэта Марину Подольскую на создание ее поэтической интерпретации. Поэтические строчки, как  философского плана, так  и обыденно-шутливого в исполнении автора и Светланы Колиной, выразили глубокий подтекст простых (как известно, простота – удел гениев) полотен художника. Искусство мелодекламации (стихи звучали в музыкальном сопровождении  Льва Шера), широко распространенное в начале прошлого века, как оказалось,  и сегодня  волнует аудиторию.

Глубоким и откровенным стал рассказ о художнике его спутницы жизни – Светланы Колиной. Веселые и трагические эпизоды тридцатилетнего союза представили аудитории личность цельную, творческую, абсолютно лишенную стремления к тому, что именуется успехом. Геннадий Архиереев раздаривал картины друзьям и просто понравившимся ему людям, но мог отказать закупочной комиссии Третьяковки  или владельцу западной галереи. Он хотел, чтобы его картины существовали в виде целостного собрания и оставались в России. По тем же соображениям и вдова художника не поддается на уговоры продавать не просто дорогие, но дорогие сердцу полотна. Художник любил экспериментировать, его техника росписи по керамической плитке уникальна, она была выставлена в Эрмитаже, вызвала восхищение композитора Софьи Губайдуллиной, для которой Г. Архиереев специально повторил наиболее понравившуюся ей работу.

Зрителям было любопытно узнать об отношении художника к тому, что история его жизни воплощена в художественном фильме «Голубка», снятом по сценарию  С.Колиной. Отрешенность от суеты – органичное, не показное качество Г. Архиереева – вызывала ироничное отношение к подобному факту, он считал, что правду о художнике  следует искать в его полотнах.

Как писал В. Маяковский: «Планета наша для веселья малооборудована…» Восхищаясь творчеством художника, философ Энгель Тагиров подчеркнул его открытость не только светлой стороне жизни, но и трагической. Цепкая память художника о своем сиротском, по воле политического режима,  детстве, умение почувствовать и разделить чужую боль не способствовали умиротворенному состоянию и благополучию. Это роднит всех по-настоящему талантливых людей, поэтому судьба их творений, как правило,  намного счастливее их личной судьбы.

Несомненной удачей мероприятия стала его музыкальная часть. Особое восхищение аудитории и гостей салона вызвала джазовая композиция студенток отделения искусств ИФИ, лауреатов всероссийских конкурсов Кристины Кани и Лейсан Мухаметзяновой (педагог Дамиля Надырова). Романс С. Рахманинова в исполнении солиста Казанской государственной филармонии, лауреата международных и всероссийских конкурсов Фаниса Мухтарова (аккомпаниатор Дамиля Надырова)  оттенил эмоциональный строй произведений Г. Архиереева.

В заключение мероприятия заведующая отделением ИФИ профессор Зилия Явгильдина поделилась своим восприятием личности и творчества художника и выразила надежду, что в будущем у казанцев и гостей города будет возможность наслаждаться произведениями Г.Архиереева в его музее или галерее.