15 декабря 2015
Секреты Webometrics из уст разработчика

Во второй раз и снова зимой в Казань приехал руководитель и создатель международного рейтинга сайтов «Webometrics» Исидро Франциско Агуильо Кано.

Ставшая уже традиционной встреча проводится не только для специалистов в области разработки и администрирования сайтов университетов, но и для всех заинтересованных. Сегодня зал Попечительского  совета КФУ был заполнен гостями из университетов Татарстана. Всех интересовал вопрос: насколько изменилась методика ранжирования сайтов университетов? Спешу успокоить, основная идея осталась прежней – максимальная открытость, именно эта мысль  развивается в рамках концепции «Открытой науки».

Исидро Франциско Агуильо Кано: «Что такое «Открытая наука»? Если вы откроете европейские журналы, то сможете найти это определение. И оно объединяет в себе все области исследований, в противовес, например, американской концепции «Открытые исследования», включающей в основном естественные науки. И это хорошая новость, так как у многих университетов, в том числе и в России, присутствует большая часть именно гуманитарных наук».

До недавнего времени основным показателем открытости являлись публикации в научных журналах и доступность последних в библиотеках. Вместе с тем новая эра информационных технологий диктует свои условия. Открытость с недавнего времени четко ассоциируется именно с интернетом, и его неодолимо принимают во внимание.

На этом теоретическая часть встречи успешно завершилась, начались консультации в области применения методик ранжирования сайтов. По большому счету, гость КФУ Исидро Франциско Агуильо Кано настоящий романтик от науки, он верит в то, что все знания без остатка должны быть доступны каждому и в любой точке мира. Однако, чтобы не терялось авторство, университету стоит внимательно отнестись к доменному имени, в случае с КФУ это KPFU.RU, брендированию и содержанию сайта. От этих показателей и отталкиваются все рекомендации Исидро Франциско Агуильо Кано.

Итак, советы от мэтра.

Начать стоит с бренда университета. Бренд представляет университет и дает ему возможность выделиться из общей массы научных и образовательных учреждений. Собственно, исходя из этого, должна строиться политика в области использовании доменных имен. Вся информация об университете должна находиться под одним именем в сети Интернет. В КФУ этот совет услышали не сегодня, именно поэтому, например, университетское телевидение перешло под общий домен. Впрочем, внимательные зрители уже должны были это заметить.

Следующий совет связан с содержанием. Тут все просто: все должно быть на сайте. Причем загружённые материалы должны ссылаться не только на саму исследовательскую работу, но и на другие подразделения и людей.

У каждого сотрудника университета должна быть личная страница на сайте. Причем она должна быть не только создана, но и активно применяема в качестве ВЭБ визитки.

Главная страница должна быть не только информативной, но и красивой. Приоткрою тайну: в ближайшие дни планируется запуск новой версии главной страницы сайта КФУ (если быть точнее, то в новом дизайне).

Если говорить о наиболее интересных, с точки зрения рейтинга в Интернете, тем, то однозначно Исидро Агуильо назвал медицину, нефть и информационные технологии. Каждой из этих тем интересуется огромное количество людей. И если университет проводит исследования в этих областях, то это и есть один из наиболее быстрых способов заявить о себе во всеуслышание.

Визит создателя Webometrics в Казань продлится всего один день. Помимо мастер-класса и лекции для специалистов планируется посещение музеев Казанского университета. И даже в этом есть небольшая часть той концепции «Открытой науки», которую продвигает наш гость из Испании. Возможность не только через сайт, но и визуально ознакомиться с победами и исследованиями казанских ученых ‑ дополнительное подтверждение открытости.

Источник информации: Камилл Гареев, руководитель пресс-службы КФУ