21 апреля 2015
Контент и его продвижение - ключи к глобальной конкурентоспособности университетов

"То, что мы делаем, должно четко соотноситься с нашими целями", ‑ одной фразой охарактеризовали действия необходимые для  продвижения вузов – участников проекта "5-100".

Слова эти были сказаны на семинаре в Международном информационном агентстве "Россия сегодня" (Москва), где проходит обучение сотрудников PR-служб университетов, участвующих в программе повышения конкурентоспособности.

До конца года запланировано 4 семинара – в Казани, Екатеринбурге и Новосибирске, а позже - стажировка за границей, раз уж конкурировать вузам приходится именно на международном уровне. Каждый из семинаров посвящен отдельной теме. На этот раз запланированы тренинги по 4-м блокам: создание бренда университета, инструменты зарубежного продвижения, человеческий капитал и работа сотрудников PR- и пресс-служб, кейсы и тренинги от референтных университетов.

Причина столь пристального внимания к коммуникационной деятельности вузов в том, что PR-продвижение напрямую влияет на репутацию университета и его рейтинговые позиции. Участие в проекте "5-100" обязывает научные сообщества вузов пересмотреть отношение к работе: мало просто быть хорошими исследователями - необходимо, чтобы об этом узнало как можно большее количество заинтересованных лиц: коллег, партнеров, студентов и абитуриентов, работодателей.

К сожалению, сейчас ни одна из коммуникационных стратегий, существующих в российских университетах, не затрагивает все заинтересованные группы. Хотя, есть способы достижения этого – именно о них и рассказали в Москве.

Во время семинара не раз прозвучала мысль: сколько бы ни занимались "упаковкой" материалов и их внешним продвижением, на 1-м месте находится, конечно, контент – информация. Университет - закостенелая, в хорошем смысле этого слова, структура. Она и должна быть такой ‑ сохраняющей традиции. Однако эта ее особенность накладывает ограничения.

Прежде всего, важна академическая репутация, заработать которую зачастую очень трудно. Большую эффективность дают работы выпускников, желательно на протяжении веков, тогда удержать место становится значительно проще. Причем, опыт продвижения университетов стран Азии, показывает, что на 1-м месте должны быть исследования, а уже затем - обучение. Отсюда соотношение числа ППС и студентов - в пользу исследователей.

Словом, университет должен проводить серьезные исследования, способные в долгосрочной перспективе оказывать влияние на мировое научное сообщество. Причем, в отличие от принятой в коммерческих предприятиях направленной на конкурентное преимущество стратегии, цель которой - монополизация рынка, образовательная среда развивается только в кооперации. Как это ни странно звучит, но совместные работы конкурирующих (например, за абитуриентов) вузов дают больший результат в продвижении обоих.

Международная репутация, созданная таким образом, позволяет предоставлять новые виды услуг для общества, государственных органов и международных партнеров. В частности, Тайваньский университет, выбравший для себя именно такую стратегию, вошел в мировой Тор-100 (к чему и стремится КФУ). Соответственно, это возможно, однако для качественного продвижения в мировом пространстве одних только усилий пресс-службы или департамента внешних связей недостаточно: требуется объединение абсолютно всех сотрудников и студентов вуза вокруг достижения одной цели.

Например, способ продвижения, принятый в Тайване, таков: если сотрудник университета печатает статью в авторитетном журнале, параллельно готовится ее упрощенная версия - для более широкого круга читателей. Все просто ‑ ставится в известность пресс-служба, и уже ее силами продвигается научно-популярная статья.

Эти знания распространяются с большей скоростью, нежели принято у нас. Кроме того, таким образом демонстрируется высокая эффективность работы ученых, а ведь быть  у многих «на слуху» ‑ один из способов доказать свою состоятельность. Но на первом месте, разумеется, должно находиться качественное содержание.

Многие скажут, что это возможно только за счет естественнонаучного блока. Но профессор Тайваньского университета Чаоминг Фу опровергает это, утверждая, что многие гуманитарные проекты так же пользуются спросом. Секрет – в их интеграции с естественнонаучным направлением. Этот подход используют в Высшей школе экономики, а если могут они - значит, можем и мы.

По опыту признанных лидеров, максимальная эффективность достигается созданием некоего исследовательского "Хаба" ‑ уникальной среды, где созданы инфраструктурные условия для работы. В Казанском университете уже есть аналогичная структура – OpenLabs. Соответственно, можно сделать вывод о правильности выбранных способов достижения цели. Для получения же видимого результата КФУ осталось только сконцентрироваться на "Дорожной карте", в которой четко прописано, что и когда нужно делать.

Подробнее ознакомиться с результатами работы и рекомендациями проектного офиса в части PR- и пресс-служб можно на сайте проекта "5-100". Мы же и далее будем рассказывать о работе семинара.

Источник информации: Камилл Гареев, руководитель пресс-службы КФУ.