03 апреля 2015
"Мы все учим английский!"

О том, как будет развиваться взаимодействие между КФУ и университетами Финляндии – Лаппеенрантским (он входит в  Топ-300 мировых вузов по данным  рейтинга  «Times Higher Education World University Rankings») и Университетом Восточной Финляндии, нам рассказала директор Института управления, экономики и финансов  КФУ Н.Багаутдинова. Впрочем, только этой темой разговор не ограничился…

- Наиля Гумеровна, Вы руководили делегацией, недавно побывавшей в Финляндии. Какие вопросы обсуждались и о чем удалось договориться с представителями финских университетов во время  деловой поездки ?

 

- Один из аспектов сотрудничества между Казанским и Лаппеенрантским университетами предусматривает обмен опытом в рамках продвижения бренда КФУ, об этом шла речь на встрече с  директором по коммуникациям Марио Лойса.  

Во время встреч с представителями финских университетов нами были рассмотрены вопросы  обучения сотрудников КФУ в докторантуре с получением ими степени PhD, а также достигнуты договоренности по повышению академической мобильности профессорско-преподавательского состава и студентов. Прошли переговоры о  совместных исследованиях и публикациях статей в ведущих международных научных журналах.

 Стоит отметить, что с Лаппеенрантским университетом мы успешно работаем с прошлого года по магистерской программе двойных дипломов, она называется «Инновационный технологический менеджмент», а вот с Университетом Восточной Финляндии во время визита удалось договориться об открытии в 2016 году международной магистерской  программы «Маркетинг и международный бизнес».

 

- С какими трудностями приходится сталкиваться, открывая международные программы, которые предполагают получение их выпускниками двойных дипломов?

- Основная проблема - плохое знание нашими студентами английского языка.

- С чем это связано?

- Мы никогда не были ориентированы на двуязычие. В Финляндии, например, в младших классах изучают один иностранный язык -английский, а в 9-10 лет начинают учить второй. Как правило, в Европе изучают в качестве второго иностранного немецкий или испанский . Сейчас родители должны понимать, что ребенок должен знать 2-3 иностранных языка.

Я надеюсь, что новый проректор КФУ по образовательной деятельности Дмитрий Таюрский будет решать проблему незнания нашими  студентами английского языка. Кстати, в ИУЭиФ все – начиная от директора и заканчивая студентами - учат английский.

- Несмотря на то, что сейчас все изучают  английский, мало тех, кто его знает хорошо.

- Разговорный  язык – это не business-english. Ведь магистранты должны слушать лекции на английском! Я считаю, что экономистам проще всего учить язык. Современный бизнес-язык - английский. У нас много заимствований из английского.

- Относительно недавно произошло  объединение двух институтов, входивших в состав КФУ, – Института экономики и финансов и Института управления и территориального развития, директором которого Вы были. Процесс объединения был сложным?

- В июне было принято решение об объединении, 11 июля исполняющим обязанности директора нового института назначили меня, а с 1 сентября мы вошли в учебный процесс объединенным составом.  Сейчас к КФУ присоединяется филиал Плехановской академии. Любой процесс реорганизации, трансформации бывает непростым.  Самая главная сложность для  профессорско-преподавательского состава заключается даже не в том, что происходит объединение институтов, а в том, что наш университет постепенно превращается из научно-образовательного учреждения в исследовательское. Меняются задачи, стоящие перед вузом, меняется формат оценки ППС. В последние годы очень сильно изменился портрет преподавателя. Раньше думали, что очень многое дает научная степень, звание, а сейчас большое значение придается индексу цитируемости в базах данных Scopus  и  Web of science, индексу Хирша. Изменились черты преподавателя как такового. Многим включиться в этот процесс оказалось непросто, ведь преподавать легче, чем постоянно расти как исследователь. У нас нередко наука заканчивается на этапе защиты диссертации, получения документа о присвоении степени.

- 5 апреля пройдет День открытых дверей ИУЭиФ. Как Вы считаете, на какие направления  подготовки  абитуриентам сегодня стоит обратить особое внимание?

- С одной стороны, мне хочется всех  позвать к себе, а с другой - не хочется делать рекламу. Для каждого человека самое главное – найти себя, не всегда высшее образование делает человека счастливым. Каждый должен быть в гармонии с самим собой, и не важно, станет ли он врачом, экономистом, юристом… Конечно, очень часто дети идут по стопам родителей или прислушиваются к их советам при выборе профессии.

- Считается, что вузы готовят слишком много экономистов и юристов.

- Профессионалов много не бывает. Получить диплом -  вовсе не означает: стать хорошим специалистом.  Надо учиться всегда!

- Почему Вы решили получить экономическое образование?

- Это был выбор моих родителей. Они трудились на вредном производстве и очень не хотели, чтобы я пошла по их стопам. Мне говорили, что сотрудники  бухгалтерии всегда ходят чистые, красивые… Тогда никто даже не упоминал о том, что, если ты выберешь эту специальность, то будешь много зарабатывать. Деньги не ставились в моей семье во главу угла. Жизнь распорядилась так, что я работаю в том самом здании, где  раньше училась. Каждый день я с трепетом хожу по коридорам и аудиториям своей alma mater.

Источник информации: Лариса Бусиль, газета "Казанский университет"
Комментарии
Преподаватель 05.04.15, 07:45
+21 
-1 
Стало нормой говорить о том, что студенты не знают английский. Все берутся рассуждать об этом. Наверное, прежде всего, каждый должен заниматься своим делом. Интересно: знают ли ваши студенты на нужном уровне экономику и прочие профилирующие предметы? Думаю, что большинство знает их так же, как английский. Это системная проблема, а не отдельного предмета.