18 марта 2015
Несем науку в массы…

Совсем недавно в Казани стартовал новый проект "Лекторий Образовача", где молодые преподаватели и аспиранты  рассказывают о науке просто и интересно. Одними из первых лекторов стали представители Казанского университета…

Аспирант кафедры оптики и нанофотоники КФУ Алия  Хамидуллина рассказала, что действительно стоит за словом «quantum» и каким образом квантовая физика помогает расширить рамки понимания окружающего мира. А ассистент кафедры общей философии Института социально-философских наук и массовых коммуникаций КФУ Константин Кондратьев остановился на "Мифе о пещере" Платона и проанализировал, какие жизненные позиции философа отразились в этом мифе.

О том, как они решились участвовать в этом проекте и как выбирали тему, Алия и Константин рассказали нашему корреспонденту.

- Как вы узнали об этом проекте? Почему решили принять в нем участие?

Константин: Об этом проекте мне рассказал коллега с кафедры и предложил мне в нем поучаствовать. Я к самой задаче научного просвещения отношусь очень позитивно, и поэтому с радостью согласился.

Алия: Само мероприятие проходило в Центре современной культуры "Смена". Вообще, впервые я узнала о мероприятии по популяризации науки, когда при поддержке РОСНАНО и проекта "Мастерские инноваций" на этой площадке проходили "Научные бои", необычный формат докладов, когда участники соревнуются в своих выступлениях, интегрируя глубокие знания и доступность изложения для широкой аудитории. Кстати, первые мероприятия Лектория Образовача прошли в Москве и Санкт-Петербурге. Тема моей лекции была "Алиса в Квантовой Стране Чудес".

- Почему Вы остановились именно на той теме, с которой выступали?

Константин: У меня в процессе подготовки к мероприятию было несколько вариантов тем: сначала организаторы попросили нас рассказать о сфере наших научных интересов, затем – о любой научной книге, а в итоге предоставили полную свободу выбора. Еще раньше "Миф о пещере" Платона я обсуждал со школьниками, которые посещают Малый университет КФУ, и именно они "подсказали" мне некоторые проблемные моменты. Кстати, об этом тексте я говорил не только со школьниками: ему был посвящен и один из моих докладов на конференции. Более того, тема сущности философии, очень ярко представленная в данном мифе, всегда была мне достаточно близка.

Если говорить о формате самого занятия, то я не пересказывал известные о Платоне факты, а зачитывал некоторые отрывки из "Мифа о пещере" и обращал внимание аудитории на некоторые «странные» моменты, оговорки.

Алия: Тему для своей лекции мне было легко выбрать. "Алиса в Стране Чудес" всегда была мне интересна с точки зрения сказки, написанной математиком и профессором Кембриджского Университета. Другая заинтересовавшая меня книга - "Alice in Quantumland" - написана в 1995 году, поэтому она не охватывает всех интересных явлений и экспериментов современности – это подтолкнуло меня использовать иллюстрации и образы из нее для объяснения своего научного исследования и интересных мне тем из новых и актуальных областей.

Я знала, что буду заниматься квантовой физикой еще до 3 курса Института физики. Эта тема меня всегда интересовала. Так как 2015 год объявлен как "Международный год света и световых технологий", то самым логичным было рассуждать вместе с гостями этого вечера о том, что такое свет и какие технологии ждут нас в будущем. Ответы на этот вопрос как раз дает нам квантовая физика! И если такая тема как квантовые компьютеры является одной из самых бурно обсуждаемых, то существует еще много интересных «микро» тем: квантовая электроника, квантовый инжиниринг, микрорезонаторы. И, конечно, самое главное формировать понимание логики квантового мира.

- Трудно ли вам было "переформатироваться": говорить не научным языком, не употреблять какие-то сложные термины, а объяснять так, чтобы поняли даже люди, совершенно далекие от науки? 

Константин: На самом деле совсем не трудно. Дело в том, что я как преподаватель веду лекции на непрофильных факультетах: у меня в нагрузке общеобразовательные курсы по философии. Кроме того, еще со студенческих времен работаю в Малом университете, где у школьников 10-х классов есть годичный  курс философии. Таким образом, уже в этой аудитории мне приходится приспосабливаться, адаптировать какой-то сложный материал.

Приступая же к выступлению в лектории, я сразу оговорился, что понимаю: передо мной не профессионально философская аудитория, но у людей сидящих здесь все же есть высшее образование и они когда-то что-то слышали о Платоне.

Алия: Выстроить лекцию в творческом изложении мне было не трудно, а, наоборот, захватывающе! Если классический мир – это Джордж Элиот, то квантовый мир – это Кафка, странный, непонятный, но от него никуда не денешься! Еще Ричард Фейнман советовал относиться к квантовой физике немного с юмором. Именно он автор книги "Квантовая электродинамика для домохозяек", которую он написал в ответ на вопрос подруги "Ричард, а чем Вы занимаетесь?" Когда нельзя визуализировать квантовую физику, можно изобретать очень много креативных способов объяснять вещи, не понятные нам из непосредственного опыта.

Источник информации: Анна Кирпичникова, газета "Казанский университет"
Комментарии
физик 05.10.15, 01:47
Многие студенты не раз слышали как среди физиков в шутку называют эту книгу, посвященную квантовой электродинамике "квантовой физикой для домохозяек", исходя из истории написания, как имя нарицательное. В данной статье не стоит читать название буквально. Приятно, что химики знакомы с этим изданием и коллекционируют "Библиотечку Квант".
химик 19.03.15, 08:20
У Р. Фейнмана нет книги под названием "Квантовая электродинамика для домохозяек". Он прочитал цикл лекций для "непрофессионалов" - неподготовленной аудитории, который затем был оформлен в качестве книги. Под названием "КЭД - странная теория света и вещества" она вышла в русскоязычном переводе в 1988 г. в серии "Библиотечка Квант" № 66.