11 марта 2015
Семинар "Понятие и концепт в научном исследовании"

На отделении массовых коммуникаций стартовала серия дискуссионных методических семинаров по медиаисследованиям, на арене которых рассматриваются ключевые вопросы развития актуальных направлений гуманитарного знания. Дискуссии открыла тема «Понятие и концепт в научном исследовании».

«Отечественная» история этих двух категорий говорит о том, что вплоть до второй половины XX века между ними ставился знак равенства. Но позже, на стыке веков, естественное развитие интереса к реконструкции тех явлений в жизни человека, над которыми ему не дает задуматься повседневная суета, показало, что однозначно договориться о каких-то понятиях можно не всегда. Иногда продуктивнее реконструировать привычные смыслы и концепты в соответствии с новыми условиями.

На сегодняшний день основная разница между понятием и концептом, которая и определяет целесообразность их использования и формирования в научном исследовании, заключается в следующем: понятия конструируются людьми для того, чтобы иметь «общий язык» при обсуждении проблем, а концепты существуют сами по себе и реконструируются людьми с той или иной степенью уверенности.  Таким образом, мир понятий, образов, идей выступает как бы «редуцированной» формой мира концептов, актуальной в конкретный промежуток времени.

Участникам также были представлены несколько подходов к пониманию и изучению концепта: культурологический, рассматривающий концепт как основную ячейку культуры в ментальном мире человека, семантический, основанный на семантике языкового знака как средстве формирования концепта, лингвокультурологический, согласно которому концепт понимается как результат столкновения значения слова с личным и народным опытом.

Разговор об основных характеристиках концепта логично перетек в обсуждение вопросов, связанных с формированием концепта и его  представлением и формами описания в структуре научного исследования.

Первая встреча позволила составить главное впечатление: в самой структуре семинаров есть все для поиска общего языка при разговоре об актуальных проблемах медиаисследований. Удобный формат – круглый стол, который одновременно объединяет молодых исследователей, аспирантов, магистров, студентов и их опытных коллег. Разнообразие мышлений участников – аудитория собирает исследователей из разных научных дискурсов, тем не менее объединенных одной целью – создание качественного прикладного гуманитарного исследования. Результат – новые идеи, рождающиеся в ходе дискуссии и формирование единого подхода для легкого взаимопонимания.  



Источник информации: Ксения Кадочникова Фото: Иван Бандеров, Роза Ибрагимова